Урок 2Сегодня познакомимся не с инструментами рисования (продолжаем работать с геометрическими фигурами), а со средствами, обеспечивающими удобство работы. Это масштабирование и навигация по изображению, а также способы представления изображений или режимы просмотра, расширенные возможности заливок одним цветом.
Изменение масштаба просмотра. Почему это так важно?
Небольшое отступление. Помню раньше все очень боялись "вредности" компьютеров. К этому относили излучение мониторов, некоторые ставили кактусы =). Сейчас страсти поутихли, но вредность-то осталась. Только она совсем в другом. Очень пагубно влияет на позвоночник длительное сидение без опоры на спинку. Поэтому обязательно должно быть удобное настраиваемое кресло для работы, такое, чтобы ваша спина полностью опиралась. Монитор должен находиться примерно на расстоянии вытянутой руки. Вот как раз для того чтобы спина не отрывалась от кресла, а голова не приближалась к монитору для рассматривания мелких деталей - их нужно масштабировать: то увеличивать детали изображения на весь экран, то уменьшать, чтобы видеть все целиком. Кстати напрягаться для рассматривая мелких деталей и для зрения вредно. Поэтому еще и монитор нужен хороший.
Про кнопки масштабирования просмотра и как их настроить я писала в первом уроке. Скажу еще раз. В панели "стандартная" я всегда помещаю блок кнопок масштабирования:
один к одному, увеличить, уменьшить, лист целиком, по ширине листа, по высоте листа, по выделенному объекту и показать все объекты. Это позволяет мне не тратить время и силы на открывания списка масштабов в процентах и не напрягать зрение в поисках нужного. А изменять масштаб просмотра нужно часто.
Кроме того, для выборочного масштабирования в панели инструментов существует
"Масштаб (Zoom Tool)". Им можно выделить нужную область изображения, ля чего нажать и провести по диагонали, так же как создаются геометрические фигуры.
Можно масштабировать и отдельные объекты. Например, при создании мелкой детали с разными подробностями, рисовать ее крупно насколько позволяют возможности, а затем уменьшить до необходимого размера.
Перемещаться по большому изображению изображению, которое не умещается на экране, конечно можно с помощью полос прокрутки, но это достаточно неудобно: изображение быстро уходит за край. Удобнее это делать с помощью инструмента "Панорама (Pan Tool)" или в просторечии "Рука". Нажимаем и передвигаем все изображение (а не отдельные объекты!).
Имеется еще одна интересная возможность, о которой не все знают. В правом нижнем углу, там где сходятся полосы прокрутки, имеется небольшой квадратик с рисунком лупы
, нажав на него получим уменьшенную копию всего изображения и рамку, которая соответствует видимой области. Передвигая эту рамку можно быстро находить нужные места на рисунке.
Режимы просмотра отличаются друг от друга тем, что мы можем видеть изображение в цвете "Обычный (Normal)" или только линии контуров "Каркас (Wireframe)". Последний служит для поиска ошибок и повышения быстродействия программы при применении сложных заливок и эффектов. Переключение между ними производится в меню «Вид (View)» или кнопками
в панели "стандартная" (если вы их туда поместили).
Выбор оттенка в окне "Однородная заливка". Число оттенков цветов на экранной палитре все же ограничено. Большую свободу выбора цвета дает диалоговое окно «Однородная заливка (Full color Dialog)» и докер «Цвет (Color)». Разница между ними в том, что диалоговое окно имеет больше настроек, но закрывается сразу после щелчка на кнопке "ОК". Если оттенок не подошел, то все надо начинать сначала. Докерное или паркующееся окно «Цвет (Color)» так названо потому, что оно прилипает к краю рабочей области. Настроек меньше, но все нужное есть. Зато окно всегда под рукой. А если мешает, то его можно сложить к краю рабочей области, щелкнув по двойной стрелочке.
Оба окна вызываются из вложенного меню инструмента «Заливка (Full Color)»
и позволяет выбрать или изменить цветовой тон, светлоту и насыщенность выделенного объекта.
Цветовую модель можно выбрать в окошке «Модель» (выбирайте RGB). В правой части окна можно увидеть численные или процентные составляющие каждого цвета.
- Цветовой тон выбирают перемещением прямоугольного маркера в полосе спектра.
- Светлоту и насыщенность этого цвета выбирают перемещением квадратика по окну просмотра цветовых оттенков.
- Сравнить выбранный цвет с имевшимся у объекта ранее можно в области «Образец», с помощью образцов цвета «Старый» и «Новый».
Копирование цвета. Часто бывает нужно.
1). Подобрать цвет точь-в-точь как на каком-либо объекте поможет инструмент «Цветовая пипетка (Eyedropper)». При щелчке на выбранном цвете любого изображения, находящегося в рабочей области, он автоматически преобразуется в цвет заливки. Затем надо довести инструмент до нужного объекта (курсор изменится на рисунок кружки) и щелкнуть внутри него.
2). Выделить объект, к которому нужно применить цвет, зайти в меню "Правка (Edit)", выбрать команду "Копировать свойства... (Copy Property from...)", в небольшом окне выбрать нужное свойство в данном случае "Заливка (Full)" и щелкнуть появившейся стрелкой на объекте с нужной заливкой.
3). Можно еще: выделить объект с нужной заливкой, нажать правой кнопкой мыши и переместить поверх объекта, который нужно залить. Из контекстного меню выбрать "Скопировать заливку (Copy Full Here)".
Как всегда стоит поделать упражнения с простыми объектами прежде, чем приступить к заданию.
Задания. Сегодня будем говорить о симметрии и асимметрии, уравновешенности в композиции, а также соподчинении элементов. И заданий будет поэтому два.
С помощью простых геометрических фигур минимальными средствами нужно создать изображения с выразительным контуром и интересным декоративным решением. Способ работы похож на аппликацию. Представьте, что вы вырезаете геометрические фигуры из цветной бумаги, перекладываете и наклеиваете их друг на друга.
1). Бабочка. Не вообще какая-нибудь, а придумайте ей образ, а потом его рисуйте. Это может быть "ночная звезда", "огненная", "злющая ведьма" или "нежная фея" - все что угодно на ваш вкус. Без фона. Без ракурса. Без туловища. только крылышки, усики можно.
Задача. Закомпоновать симметричное изображение в горизонтальный формат. Создать образ с помощью интересного силуэта, цветовой гармонии, узоров на крылышках. Этот узор должен быть в свою очередь быть закомпонован в форме крыла, а все крылышки вместе представлять единую композицию.
Советы:
Раз рисунок бабочки симметричный, то достаточно сначала полностью нарисовать одну половину, затем скопировать её.
Важно создать интересные соответствующие образу силуэт и узор на крыльях, но не переборщить с количеством элементов.
2). Дракончик. Вид сбоку. Опять же сначала придумайте образ: маленький озорной, свирепый, смешной и т.п.
Задача. Рисунок асимметричный, но должен быть уравновешен, то есть зрительно не должно создаваться ощущения, что дракончик вот-вот завалится в какую-то сторону. Очень важно создавать группы:
Советы
Начинайте рисовать с самой крупной части рисунка, а затем присоединяйте средние и мелкие по размеру элементы, находя необходимые пропорции и расположение. Лучше следовать их естественному расположению у близких по типу животных, но избегать натурализма.
Из каких «частей» состоит придуманное вами существо? Голова, туловище, крылья, лапы, шипы, глаза и пр. Соединяйте их в группы, например, голова, уши, нос. глаза; туловище, крылья, лапы; Хвост, шипы... Не бойтесь изменять и передвигать части изображения, добивайтесь эмоциональной выразительности, но избегайте перегруженности.
Соедините группы, подвигайте относительно друг друга, постарайтесь добиться цельности и оригинального силуэта.
Совсем хорошо, если получится много вариантов бабочек и драконов. А может и других существ =)
Рисунки можно присылать, помещать в комментариях, спрашивать совета. Это всегда бесплатно. Всем удачи.
Урок 4