год: 2002, 2004, 2007
страна: USA
жанр: documentary
режиссер: Michael Moore
в ролях: -
композитор: Erin O'Hara, Jeff Gibbs
IMDb Rating: 8.2/10, 7.6/10, 8.4/10
Я люблю свою страну, но на правительство эта любовь не распространяется. (Рон Ковик, Рожденный 4-го Июля)
Документальное кино - это не только искусство, но и большая ответственность для тех, кто его снимает. В руках мастера документальный жанр может превратиться в мощнейшее оружие пропаганды. И только зрителю остается решать, попадаться на удочку или нет. Но мне бы хотелось сейчас говорить о "честных" фильмах, к которым, как мне кажется, принадлежат картины Майкла Мура. В них невооржуенным глазом просматривается позиция режиссера по отношению к освещаемым порблемам. Позиция американского гражданина, который поставил цель разобраться, откуда растут ноги у самых больших болячек общества в его стране. Вполне законное право, которое многими почему-то принимается в штыки и воспринимается как неуважение к родине, которая режиссера взростила, а он - сукин сын - ее грязью поливает. Среди недовольных, как правило, те, чей кошелек может опустеть от того, что люди узнают правду, а также те, кто находится в блаженном неведении относительно происходящих в стране событий. Но таких меньшинство. Фильмы Мура, в основном, адресованы рядовым гражданам, которые привыкли жить в постоянном страхе, невежестве и беспрестанной борьбе за жизнь. Люди стали орудием зарабатывания денег для тех, кто сидит у руля. Народ для государства не цель, а средство. Мысль, конечно, не нова, но от этого не становится легче тем, кто проживает жизнь, пытаясь свести концы с концами, и делает это по милости тех, кого собственноручно выбрал или думает, что выбрал.
Мур не без основания считает, что государство - это в первую очередь простые люди, которых в любой стране подавляющее большинство. В первую очередь государство должно ориентироваться на запросы указанного слоя населения, и если благосостояние этих людей оставляет желать лучшего, то впору задуматься, насколько правильно устройство страны, в котрой правительство не служит народу, а лишь эксплуатирует его. Фильмы Майкла Мура, все вместе и каждый в отдельности, представляют собой глубокие исследования, основным выводом в которых неизменно становится одна и та же мысль - не все ладно в американском "королевстве". Отсюда становится понятно, почему ура-патриоты Америки так невзлюбили товарища Мура. Предпочитая видеть в его картинах лишь негатив, направленный против своей родины, эти люди не замечают, что Мур делает стране огромную услугу, вскрывая гнойные наросты, с ног до головы покрывшие все светые иделы, о которых гораздо легче горланить где-нибудь на трибуне, чем реальным действием сдвинуть груз с мертвой точки. На самом же деле, американцы должны благодарить бога за то, что среди подкаблучников и жополизов нашелся человек, который не побоялся практически на межгосударственном уровне заявить о том, что во главе его государства сидят бандиты, масштабы деяний которых оставляют далеко позади самых известных в истории тиранов, ибо совершаются эти деяния против собственного народа. Мы с вами живем в таком же лживом государстве, а может и того хуже.
Майкл Мур.
Боулинг для Колумбины [Bowling for Columbine]
Фильм начинается с того, что Майкл Мур заходит в один из американских банков и оформляет кредит, бонусом к которому идет неплохой подарок - настоящее ружье. Оружие в Америке есть практически у каждого человека. По крайней мере, те, кто хочет иметь оружие, его имеют. Боеприпасы также не являются дефицитным товаром. Их можно купить практически в неогрниченном количестве во многих супермаркетах наравне с продуктами питания и прочими безобидными вещами. Однако, проблема отнюдь не в доступности оружия. В соседней с Америкой Канаде ружье достать также легко, однако уровень насильственной смерти в этой стране стремится к нулю. Дело во многовековом страхе, который взращивался в американцах их же правительством. Страхе по отношению ко внешней угрозе, страхе перед чернокожими, которые наводнили улицы всех городов. Чтобы защититься, американцы покупают оружие, но так и не могут почувствовать себя в безопасности. Телевидение заполняет сознание страшными образами, которые изо дня в день зомбирут население. В это ситуации человек с ружьем подобен бомбе замедленного действия. Никогда не знаешь, когда и на кого падет его праведный гнев.
Как говорится, ищи, кому выгодно. Уж точно не родителям, детей которых расстреляли подростки в колледже Колумбин. Наводнив оружием страну, правительство Америки предоставило своему народу исключительное право самому сеять хаос среди себе подобных. Механизм достаточно удобный и превосходно работает. Его нужно лишь немного поддерживать. Американская ассоциация стрелков (любителей пострелять) во главе с Чарльтоном Хэстоном разъезжает по стране, пропагандируя любовь к оружию, но, как бы это сказать, "правильную" любовь - ружье купи, но не смей стрелять из него, повесь на стенку и любуйся. Покупать - покупают, но вот соблазн опробовать обновку на надоедливом соседе, все-таки, иногда перевешивает. В интервью Муру Хэстон не захотел извиниться перед жителями округа Колумбин за то, что устроил в их городе съезд Ассоциации стрелков на следующий день после трагедии в колледже и не смог смотреть на фотографию шестилетней девочки, которую в школе застрелил ее шестилетний одноклассник. Хэстон прерывает разговор и уходит, а Майкл Мур предлагает задуматься, перешла ли ситуация с оружием в Америке точку невозврата или все еще можно исправить.
Фаренгейт 9/11 [Fahrenheit 9/11]
Начиная с избрания младшего Буша президентом США и заканчивая втрожением Америки в Ирак, Майкл Мур прослеживает курс бушевской политики, которая направлена на обогащение правящих верхов за счет американского народа. По мнению Мура, в 2000 году в результате самых противоречивых за всю историю Америки выборов во главе страны встал человек, которого ни в коем случае нельзя было допускать к власти. Семья Бушей в течение тридцати лет имела деловые связи с нефтяными магнатами из Саудовской Аравии и в том числе с семьей бин Ладена. Со стороны арабских стран в Америку долгие годы вливались огромные суммы денег, которые составляли несколько процентов от бюджета страны. После этого трудно поверить в то, что теракт 11-го сентября стал неожиданностью для правительства США, так как именно оно осталось в выигрыше от случившегося. Вышедший после теракта "патриотический" акт развязал руки спецслужбам, позволив подозревать в терроризме все, что шевелится, а также вторгаться в личную жизнь граждан. Заодно появился повод увеличить военный бюджет страны. Военная отрасль благодарна, а народ видит в своем президенте защитника, который не бросил страну в минуты опасности. Рейтинг в глазах общественности подрос, а значит можно двигаться дальше. Назначив ответственным за теракты старого приятеля бин Ладена, Буш отправляет войска в Афганистан, тем самым подготавливая почву для последующего вторжения в Ирак.«Мы выкурим их из нор… и приведём их к правосудию или доставим правосудие к ним». Буш сказал - Буш сделал. В результате долгожданое правосудие свалилось не только на Афганистан, но и на Ирак, где жил плохой дядька Саддам, повесить которого, судя по всему, Буш задумал еще до своего вступления в должность. Предлогом для вторжения стало оружие массовго поражения, которо якобы производилось Саддамом. Оружие не нашли, но зато удалось получить доступ к нефтяным месторождениям Ирака. Мелочь, а приятно. Множество жертв со стороны мирного иракского населения, тысячи неизвестно за что погибших американских солдат и искалеченные судьбы их семей - таков неутешительный итог этой кампании. А кто сказал, что будет легко? Война с терроризмом - накладная штука, знаете ли.
Портрет Джорджа Буша, составленный из фотографий погибших в Ираке американских солдат
12-го сентября в программе ОРТ Закрытый Показ демонстрировался документальный фильм 9/11: Расследование с нуля [Zero: an investigation into 9/11], который снял итальянский журналист Джульетто Кьеза. Фильм о событиях, произошедших 11-го сентября и о полной несостоятельности официальной версии случившегося, которая была представлена общественности. Думаю, что это кино должен посмотреть каждый. Я, как человек, который мало интересуется политикой, был шокирован приведенными в фильме доказательствами того, что ни одно из представленных в официальной версии объяснений трагедии не выдерживает абсолютно никакой критики. Начиная с обрушения зданий торгового центра, которое противоречит законам физики и здравого смысла, и заканчивая атакой на Пентагон, после которой не было найдено ни одного обломка самолета, ни одна из 86 камер наружного наблюдения не зафиксировала момент столкновения, а в самом здании осталась дырка диаметром 5 метров при размахе крыльев боинга 38 метров. Создатели фильма приходят к выводу, что группа из 19 арабов физически не могла спалнировать и осуществить столь сложную операцию, если только ни допустить, что вся Америка на два часа погрузилась в спячку, пока террористы угоняли самолеты и врезались в башни-близнецы. Помимо самого фильма, было очень интересно послушать обсуждение картины, которое проходило в студии Закрытого Показа. Ведущий Александр Гордон, создатели картины, а также журналисты и различные эксперты пытаются придать событиям 11-го сентября более четкие очертания, но у них не получается. Вопрсов становится больше, чем ответов.
Здравозахоронение [Sicko]
Конкретными примерами Майкл Мур доказывает, что система здраво[за]хоронения в Америке выполняет функции прямо противоположные тем, для которых предназначена. Забота о здоровье граждан в США целиком и полностью отдана в руки страховых компаний. О тех, кто не застрахован, и говорить нечего - это ходячие трупы, которым даже сироп от кашля не выпишут, ежели случился бронхит. Чтобы застраховаться, человеку нужно приложить немало усилий, так как список болезней, с которыми не страхуют, насчитывает несколько сотен наименований. Это и понятно. Никто не хочет вкладывать деньги в заранее убыточное производство. В этом страховые компании не исключение. Но даже если человеку удастся получить страховку, то есть он не окажется настолько больным, толстым или худым для того, чтобы ему в ней отказали, то спать спокойно все равно не получится. Всегда найдется причина, чтобы в случае болезни человек не получил так необходимую ему медицинскую помощь. В страховых компаниях на этот случай имеются специальным образом обученные люди, которые умеют находить все возможные лазейки для того, чтобы компания сохранила деньги.
Таким образом, здравоохранение в Америке далеко не так идеально, как могло бы показаться зрителям известного сериала Скорая Помощь. Все это опять же спраедливо для тех жителей страны, которые не в состоянии выкладывать огромные суммы на лечение и, тем не менее, исправно платят налоги. В этом отношении очень показателен один пример. Добровольцы, которые в течение нескольких месяцев помогали различным службам при ликвидации последствии от теракта 11-го сентября и которые подорвали себе на этом здоровье, не получили никакой медицинской помощи, так как не смогли доказать свое присутствие на обломках зданий торгового центра в те дни. В то же самое время, политические заключенные, которые содержатся в самой "главной" тюрьме Америки в Гуантаномо, получают всю необходимую им медпомощь. Бесплатно, на самом высоком уровне и в срок. Комментарии, как говорится, излишни. Последним гвоздем, который Майкл Мур вбивает в крышку гроба американского здравоохранения, является сравнение Америки с Францией, Англией и Кубой, где вся медицинская помощь, включая самые дорогие операции, оказывается людям бесплатно, а у врачей величина зароботной платы находится в прямой заввисимости от количества вылеченных людей.
P.S.
Как сказал Александр Гордон в конце передачи Закрытый Показ, после 11-го сентября в этом мире стало как никогда сложно ориентироваться. Информация стала абстрактной категорией, которая из союзника превратилась во врага номер один. Больше нет правильного и неправильного. Ответы можно и нужно искать только в себе, предварительно их туда заложив. Да, это трудно. Но мы с вами живем в век гибели информации и другого выхода попросту нет.