год: 2007
страна: Russia
жанр: drama, thriller
режиссер: Aleksei Balabanov
в ролях: Agniya Kuznetsova, Aleksei Poluyan, Aleksei Serebryakov, Leonid Bichevin, Natalya Akimova, Yuri Stepanov, Aleksandr Bashirov
композитор: -
IMDb Rating: 6.7/10
11-ый фильм Алексея Балабанова. Фильм, в котором отказались сниматься Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, несмотря на то, что сценарий Балабанов писал специально под этих актеров. Тем, кто не смотрел Груз 200, приведенный факт мало, о чем может рассказать, разве что немного подготовить к тому, что зрелище будет неординарным. Это дейстительно так. Фильм неординарный, даже шокирующий. И тем не менее, как бы зритель ни настраивал себя на просмотр, подготовиться к тому, что он увидит, просто невозможно. На поверку, Груз 200 - один из самых страшных фильмов, снятых за последние несколько лет не только в России, но и в мире. Однако, чтобы прочувствовать весь показанный в этом фильме ужас, нужно быть русским и прожить всю или часть жизни во времена Советского Союза. Именно поэтому мне очень тяжело говорить об этом фильме объективно, ведь события в нем происходят в 1984 году, когда я только появился на свет. Но и среди тех, кто знает о Советах не по наслышке, нет единого мнения о фильме Балабанова. Всех, кто видел эту картину, объединяет лишь одно - фильм никого не оставил равнодушным. Во всем остальном зрители разделились на два непримиримых лагеря, враждующих между собой: тех, кто считает фильм шедевром, и тех, кто не видит в нем ничего такого, что отличало бы его от ужастиков типа Пилы или Техасской Резни Бензопилой.
Если озвучивать мнения тех, кому фильм не понравился, то их доводы сводятся примерно к следующему. Искусство должно нести в массы разумное, доброе, вечное. После просмотра фильма у человека должно возникать желание посадить дерево, построить дом, что-то изменить к лучшему в конце концов. Ничего этого в Грузе 200 нет ни в малейшей степени. Фильм открывает самые низменные стороны человеческой души, но прежде всего у тех, кто готов дать своей агрессии и злобе вырваться наружу. Для всех остальных этот фильм-метафора, который представляет собой значительный срез, слепок эпохи, - это еще один повод задуматься о том, что было тогда и как это повлияло на то, что есть в нашей жизни сейчас. И никогда не будет единодушного мнения по поводу этой картины по одной простой причине. Этот фильм для каждого свой. Так же, как для каждого есть свой СССР и своя жизнь, которая была прожита в годы пятилеток. Были люди, которые прожили те времена, не снимая розовых очков. А были и другие, жители индустриальных поселков какого-нибудь Зауралья, кто на своей собственной шкуре ощутили все методы тех, кто так активно строил в нашей стране развитой социализм. Жителям образцово-показательных Петербурга и Москвы было невдомек о тех, за счет кого функционирует государство и кто в первую очередь ощутил гнилостный запах разлагающегося Союза. Именно об этой, темной стороне нашего прошлого Балабанов снял свой фильм. И у меня вызывают отвращение мнения тех, считает, будто целью режиссера является погоня за дешевой славой, будто этим фильмом он оскорбил прошлое, о котором почему-то, как о мертвеце, нужно либо молчать, либо говорить только хорошее.
В этом фильме боль. Настоящая, искрення, выстраданная боль, которая буквально хлещет на зрителя. От нее не отмыться и не забыть. Она будет преследовать нас снова и снова, не отпуская ни через день, ни через неделю после посмотра. Достаточно один раз посмотреть Груз 200, чтобы навсегда запомнить этот фильм и оставить в памяти жуткий, полный безысодности образ нашего прошлого, который мастерски, кадр за кадром выстраивает Балабанов. Искусство должно быть и таким тоже. Сбивающим с ног, рождающим ворох мыслей, которые, как тараканы, разбегаются в разные стороны от того, что раньше об этом думать было либо некогда, либо не хотелось. Кто-то скажет, что произошедшее в фильме ни коим образом не отражает суть эпохи и могло произойти, когда угодно и где угодно. В том числе и сейчас, в современной России. А раз так, то в чем же тогда сакраментальный смысл картины? Зачем нужно было снимать столь шокирующий фильм о советском прошлом, приводя примеры, не являющиеся приметами времени? Наверно, смысл в поиске истоков нашей теперешней жизни и пристальном взгляде назад, чтобы быть до конца честными с самими собой.