Брат

Oct 04, 2008 22:10






год: 1997
страна: Russia
жанр: crime, drama
режиссер: Aleksei Balabanov
в ролях: Sergei Bodrov Jr., Viktor Sukhorukov, Yuri Kuznetsov, Vyacheslav Butusov, Andrey Fyodortsov, Svetlana Pismichenko, Sergei Murzin, Anatoli Zhuravlyov, Igor Shibanov, Andrei Krasko, Igor Lifanov, Sergei Astakhov
композитор: Vyacheslav Butusov
IMDb Rating: 7.7/10

Вот ты говорил: "Город - сила". А здесь слабые все. (Данила Багров)

Алексей Балабанов принадлежит к категории смелых режиссеров, которые не боятся говорить то, что думают. А думает Балабанов, судя по его картинам, очень много и в правильном направлении. Первым его фильмом, который вызвал резонанс среди зрителей, соскучившихся по хорошему отечественному кино, стал Брат. Без преувеличения, знаковый фильм, который почти сразу после выхода приобрел оттенок культовости и сохранеят этот статус по сей день. Сергей Бодров, который к 1997 году был уже достаточно успешным телеведущим и актером (фильм Кавказский Пленник с Бодровым получил приз Международной ассоциации кинопрессы на Каннском фестивале), сыграл в Брате, пожалуй, свою самую главную в жизни роль. Его Данила Багров - это потрясающий образ, современный русский богтырь, главная сила которого в знании того, как нужно жить. Данила - один из самых "русских" персонажей отечественного кинематографа, герой своего времени, с душой и кулаками. Очень подкупает, что насилие для него не цель, а вынужденная мера, чтобы выжить, помочь брату, девушке, защитить слабого.

"Не брат я тебе, гнида черножопая", - спокойным голосом говорит Данила наглому кавказцу, отказавшемуся заплатить за проезд в трамвае. После фильма многие обвинили Балабанова в национализме, расизме, других измах. Но когда я смотрю это кино, и эпизод в трамвае в частности, то мысленно адресую Балабанову огромные порции благодарности за такой прямолинейный подход к делу. Есть в России честные режиссеры. Спору нет. Но многие из них боятся показывать всю правду, боятся идти ло конца, виляя вокруг да около и сворачивая в последний момент на безопасную дорогу. Балабанов же берет и говорит: "Гнида черножопая!". И в этих словах больше правды, чем в ином фильме, в котором два часа пытаются сказать то же самое, но более политкорректно. Иной раз получается и очень даже успешно. Только последнее слово все равно за Балабановым и его Данилой Багровым. Прячась под оболочкой остросюжетного кино про современную Россию, на деле Брат является чуть ли не философской притчей, в которой символизм можно увидеть практически в каждой сцене. Иногда немного прямолинейно, но главное честно и без заискивания перед зрителем.

Через три года Данила вновь займется поиском правды. На этот раз не на Родине, а в Америке. Брат 2 - превосходное кино, а список цитат из фильма, которые ушли в народ, даже длиннее, чем в первой картине. Но это совершенно самостоятельный фильм, который сложно воспринимать как продолжение первого Брата. Не хватает хмурых питерских улочек, серого неба и мокрых набережных, по которым с рюкзаком за спиной идет Данила Багров, слушая в плеере песни Вячеслава Бутусова. Брат 2 больше фильм-анекдот про русских, которым и море поколено и амирикосов они могут у них же на родине раком поставить. Данила с его потребностью в правде, как нельзя лучше вписался в образ крутого русского. Вышло задорно, бодро, с юмором, но чуть менее сильно, чем в первом Брате. Там были выстраданные переживания Балабанова, а здесь, все-таки, эксплуатация идей первого фильма, популяризация мыслей, которые в Брате читались меджу строк. Тем не менее, оба фильма о Даниле Багрове можно смело заносить в золотой фонд россиского кинематографа, который Сергей Бодров, к сожалению, уже никогда не пополнит фильмами со своим участием.





Previous post Next post
Up