год: 2000
страна: Italy, USA
жанр: comedy, drama, romance, war
режиссер: Giuseppe Tornatore
в ролях: Monica Bellucci, Giuseppe Sulfaro
композитор: Ennio Morricone
IMDb Rating: 7.4/10
В день, когда Италия объявила войну Великобритании, вступив во Вторую Мировую войну, Ренато - тринадцатилетний мальчик из небольшого провинциального городка - получил в подарок новенький велосипед. Однако для маленького сицилийца этот день станет примечательным несколько по иной причине. Тогда он впервые увидел женщину, любовь к которой ему будет суждено пронести через всю жизнь. Малена (Моника Белуччи) была божественно красива. Она шла по залитым солнцем сицилийским улочкам, собирая на себе завистливые взгляды женщин и похотливые взоры мужчин. Муж Малены был призван на фронт, а потом и вовсе там сгинул. Оставшись одна в городе, переполненном завистью и злобой по отношению к ней, она, тем не менее, не хотела мириться с незаслуженной репутацией распутной девки. Единственный, кто понимал Малену и сочувствовал ее положению, был Ренато. В жизни ему только раз посчастливится коснуться ее руки и пожелать всего хорошего. Но между этим моментом и тем, когда Ренато впервые увидел ее, произошло рождение на свет нового человека, зрелого мужчины, который в полной мере знает, какую цену приходтся платить красоте в этом несовершенном мире.
Образ женщины в итальянском кинематографе. Этой теме можно посвятить искусствоведческую диссертацию. Матери, жены, любовницы - дань женщинам, их страданиям и тяготам, отдана сполна во многих итальянских фильмах. У Джузеппе Торанторе образ женщины гораздо более мученический, нежели иной другой. Малена - это аллюзия на Марию Магдалену. Она же - Мадонна без младенца, обреченная на вечное изгнание и непонимание, которого не заслуживала. Все эти отсылки в явном или скрытом виде присуствуют в фильме. Но если пойти еще дальше, то можно провести параллели между судьбой Малены и судьбой послевоенной Италии, которой тоже пришлось подниматься с колен. Торнаторе, безусловно, знает формулу хорошего кино. Когда Малена прогуливается по площади, режиссер делает из этого настоящее представление. Приходится лишь удивляться тому, насколько искуссно Торнаторе работает с долгими планами, насколько большое внимание уделяет игре света и тени в своем фильме. Изысканная операторская работа, музыка Эннио Морриконе, красота Моники Белуччи и неожиданный размах, который приобретает фильм в своей заключительной части, - все это складываетя в прекрасную картину, которую нарисовал человек, беззаветно влюбленный в кинематограф.
Свою любовь к кино Торнаторе доказал и показал еще в 1988 году, сняв свой первый шедевр - Новый кинотератр "Парадизо". Тогда режиссера наградили Оскаром, но он на этом не успокоился. Хочется верить, что со временем Торнаторе станет этаким лирическим Леоне. По крайней мере, все предпосылки к этому имеются. Оба итальянцы, и оба в своем творчестве шли рука об руку с Эннио Морриконе. Оба тяготеют к масштабным постановкам, в которых на фоне исторических событий разворачивается глубоко личная драма. И тот, и другой очень тонко чувствуют связь человека с прошлым и не стесняются добавлять в свои фильмы грустные ностальгические нотки. Только вот Торнаторе вестернов никогда не снимал, и хочется верить, что не будет. Он уже стал великим при жизни. Единственное, что ему остается делать теперь, - быть верным самому себе и продолжать так же беззаветно любить кинематограф.