Гражданин Кейн [Citizen Kane]

Aug 02, 2009 16:29






год: 1941
страна: USA
жанр: drama, mystery
режиссер: Orson Welles
в ролях: Orson Welles, Joseph Cotten, Agnes Moorehead
композитор: Bernard Herrmann
IMDb Rating: 8.6/10

В истории философии существуют два течения: "презентизм" и "антикваризм". Первое предписывает рассматривать вещи с позиции сегодняшнего дня и с учетом всех современных знаний о них, в то время как второе течение призывает судить о явлениях с позиции прошлого. Руководствоваться принципами антикваризма очень сложно. Однако только такой подход позволяет оценить по достоинству некоторые произведения искусства. Гражданин Кейн неизменно фигурирует в списках "лучших фильмов все времен и народов". Фильму приписывается огромное влияние на развитие кинематографа, ведь Орсон Уэллс опередил свое время, выступив новатором не только применив нелинейную схему повествования, но также придумав множество технических уловок, принципов и эстетических находок, которые прочно вошли в современный киноязык.

Однако сегодня мы знакомимся с киноклассикой в обратном хронологическом порядке. Сначала - более новые фильмы, в уже потом - фильмы-основоположники, и это не играет на руку последним. Скажем, посмотрите вначале Нефть, а потом Гражданина Кейна. Не нужно большого ума для понимания того, что эти фильмы - близнецы-братья. И только из-за того, что фильм Пола Томаса Андерсона (и другие похожие фильмы) посмотрен раньше картины Уэллса, Гражданин Кейн кажется скучным, тягомотным и, как ни прадоксально, вторичным. Можно сколько угодно отдавать должное Орсону. Тому, что он в свои 25 выступил сценаристом, режиссером и сыграл главную роль. Тому, что придумал множество операторских штучек и был 70 лет назад впереди планеты всей, однако сейчас этот фильм представляет гораздо больший интерес для историков кино и матерых критиков, нежели для зрителя, которому, в общем-то, по барабану, кто из режиссеров первым придумал снимать "сильных" персонажей снизу, а "слабых" - сверху.





Previous post Next post
Up