год: 1962
страна: Soviet Union
жанр: drama, war
режиссер: Andrei Tarkovsky
в ролях: Nikolay Burlyaev, Valentin Zubkov, Yevgeni Zharikov, Stepan Krylov, Nikolai Grinko, Valentina Malyavina
композитор: Vjacheslav Ovchinnikov
IMDb Rating: 8.0/10
Об Ивановом детстве, первой полнометражной работе Андрея Тарковского, сложно рассуждать в терминах, которые мы привыкли использовать, обсуждая картины военной тематики. Словосочетание "фильм о войне" говорит о произведении Тарковского так же мало, как, скажем, слова "фильм о космосе" отражают суть фильма Солярис. Иваново детство - это уникальное в своем роде кино. Настоящий шедевр, демонстрирующий в каждом кадре совершенное единство формы и содержания. Тарковский подчинил своему гению все средства, которые существуют в арсенале у кинорежиссера. На уровне образов, звуков, музыки и актерской игры фильм завораживает. При скромном хронометраже Тарковскому удалось достигнуть по истине эпических масштабов, развернув перед зрителем полотно психологической драмы, в которой душа автора вместе с болью многострадального русского народа образовали единое целое. Несмотря на то, что фильм имеет под собой литературную основу, это на 99% авторское произведение Тарковского, который переработал в соответствии со своим видением книгу Владимира Богомолова.
Здесь нет кровопролитных сражений и пафосных речей на фоне красного флага. Вместо этого Тарковский делает свои фильм камерным и при этом использует такие ясные и глубокие образы, что не только размах батальных сцен, но и любые слова становятся лишними. Благодаря отсутвию цвета выжженная земля в кадре кажется еще более черной и безжизненной, пронзительно контрастируя с белоснежной березовой рощей, в которой разыгрывается одна из самых трогательных сцен в мировом кино. Березовая роща - это маленький рай на земле, до которого еще не дотянулась костлявая рука войны. Одинокие печные трубы, торчащие из земли, напоминают о домах и людях, погибших в огне. Световые шашки, озаряющие ночное небо, подобны предвестникам бури. Смерть, тревога, неизбывное горе и надпись, нацарапанная в подвале церкви: "... через час нас поведут убивать". И тут же - такие яркие и живые сны Ивана, в которых воспоминания детства объединились с картинами мирной жизни, исторгаемыми израненной детской душой. Яблоки, рассыпанные на прибрежном песке, очишающий летний дождь, улыбка матери и солнце, заливающее своим светом все вокруг. И только черное обгоревшее дерево напомнает о том, что это всего лишь сон, от которого необходимо очнуться.
В этом фильме нет последовательного развития персонажа, который подобно герою Кристина Бэйла в спилберговской Империи солнца в конце войны взглянул вокруг себя глазами взрослого человека. Здесь война и ее последствия представлены как данность, с которой приходится жить. Несмотря на название, эта история не о детстве Ивана. Оно осталось за кадром, вернее - его вовсе не было. Мы знакомимся с Иваном уже после того, как фашисты оставили его сиротой, а чувтсво мести в нем трансформировалось в холодные расчетливые действия разведчика. Иван кажется сильным и одновременно беспомощным человеком, сознание которого навсегда изменила война. Но фильм Тарковского - это не только военная драма, но и философская притча о природе русской души, о ее загадочности и красоте. Порой фильмом действительно любуешься и отдыхаешь душой от осознания хода мысли режиссера, от тех выразительных средств, которые он использует. При этом взгляд не останавливается на отдельных мелочах, а впитывает всю картину целиком. В финале, когда камера парит над пляжем, создается впечатление что дети (Иван и его сестра) бегут по водной поверхности, словно святые создания, стремящиеся скрыться от боли и страданий. Завершается фильм кадром с обуглившимся деревом, с которым рифмуются слова, сказанные героем Евгения Жарикова: "Неужели это не последняя война на земле?".