год: 1971
страна: UK, USA
жанр: crime, thriller
режиссер: Stanley Kubrick
в ролях: Malcolm McDowell, Patrick Magee, Adrienne Corri, Aubrey Morris
композитор: -
IMDb Rating: 8.5/10
Я полностью исцелился…
В Заводном апельсине - экранизации рамана Энтони Бёрджеса - Стэнли Кубрик воссоздает на экране сюрреалистический мир, приметами времени отсылающий зрителя к Великобритании 70-ых годов прошлого столетия. Главный герой фильма - молодой человек по имени Алекс (Малкольм Макдауэлл) - посвятил себя антиобщественной деятельности. Его агрессия находит выход в актах бессмысленного насилия: избиении бомжей, насиловании женщин, уличных драках и т.п. Однако Алексу не слишком везет с напарниками. Во время одного из "мероприятий" они его подставляют, и Алекс попадает в тюрьму, а оттуда - в специальную лечебницу, где на нем ставят психологический эксперимент по превращению асоциального типа в законопослушного гражданина. Стэнли Кубрик ставит гораздо больше вопросов, чем дает ответов, однако от этого ценность его фильма не становится ниже. Просто потому, что на сегодняшний день общество даже на стадии постановки правильных (!) вопросов продвинулось не так уж далеко. Не говоря уже о том, чтобы давать развернутые рецепты по решению проблем.
Режиссер констатирует у общества отсутствие бескорыстия, без которого невозможно совершать добрые поступки. Человечество за свою историю научилось извлекать выгоду из чего угодно. В том числе и из собственных пороков. И этот источник дохода, в отличие от, скажем, нефти и других невозобновляемых ресурсов, никогда не иссякнет. Фильм подтверждает одну простую истину о том, что человека ничему нельзя научить. Ни хорошему, ни плохому, ни с хорошими намерениями, ни с плохими. Пока он сам ни научится. Отучать человека от насилия насильственными методами - это нонсенс. И отнюдь не тот случай, когда клин вышибают клином. Подобное действие всегда чревато тем, что с водой можно выплеснуть ребенка. И на это в фильме Кубрика есть один прозрачный намек, когда Алекса начинает тошнить не только от мыслей о сексе и насилии, но и от прослушивания 9-ой симфонии Людвига Ван Бетховена. Фактически, в начале и в конце фильма Кубрик противоречит сам себе, однако в этом как раз и есть смысл картины. Людям еще далеко до полной ясности в вопросах о природе добра и зла.
Меняются нормы, приемлемые на каждом конкретном этапе развития человечества, меняются приоритеты в достижении меркантильных целей, а понятие выгоды остается неизменным при любых условиях. И если кому-то выгодно, чтобы свободный человек ассоциировался в массовом сознании с "заводным апельсином" или животным, справляющим лишь естественные потребности, - да будет так. Помимо идей, заложенных в основу фильма Энтони Берджесом, Заводной апельсин стал квинтессенцией кубриковского стиля. Сочетание реализма и сюрреализма, подчас неожиданное, но всегда органичное вплетение в ткань сюжета классической музыки, провокационные сцены насилия, контрастирующие чуть ли ни с клоунскими образами героев, смешивающих в речи английские и русские слова ("devothka", "malchik", "drugi"). Все это придает фильму Кубрика черты оригинального произведения искусства, коим он, впрочем, и является.