год: 2009
страна: USA
жанр: comedy, drama, romance
режиссер: Max Mayer
в ролях: Hugh Dancy, Rose Byrne, Peter Gallagher, Amy Irving, Frankie Faison
композитор: Christopher Lennertz
IMDb Rating: 7.3/10
Просмотр Адама заставил поразмыслить о том, зачем вообще снимают фильмы про душевно и физически больных людей. Наверно, тут может быть несколько причин. Во-первых, это достаточно удобный инструмент для манипуляций со зрительскими эмоциями. Человеку вообще свойственно сострадание, особенно если приходится сострадать какому-нибудь кино- или книгоперсонажу. Таким образом перестаешь чувствовать себя бездушной скотиной, в то время как на реальную жизнь этот эмоциональный опыт переносится лишь в единичных случаях. Зачастую сопереживания ограничены лишь рамками длительности фильма. Захотел снова посочувствовать кому-то - смотришь новый фильм. Очень удобно.
Что касается фильмов именно про душевнобольных, здесь основной момент в том, что такие люди в силу психических отклонений становятся чем-то вроде лакмусовой бумажки для общества, его комплексов, фобий и пороков. Достаточно поместить такого человека в социум, чтобы сюжет фильма начал развиваться. А зритель рад на это смотреть, потому что душевнобольные в таких фильмах - это не настоящие душевнобольные, а супергерои, которым можно делать и говорить то, чего обычный (условно здоровый) человек не может себе позволить. В то же время прав герой Роберта Дауни из Солдат неудачи - никому не интересно смотреть на безнадежно больных, овощеподобных психов. Герой должен быть в чем-то талантлив.
У Адама, которого выдающимся образом сыграл Хью Дэнси (за такие роли одаривают Оскаром), тоже есть своя фишка. Адам одаренный инженер-электронщик, а главная его страсть - космос с его непостижимой красотой и вечными загадками мироздания. Синдром Аспергера (одна из форм аутизма) мешает Адаму социализироваться. Основная проблема в том, что герой замкнут на себя и поэтому вынужден интересоваться мыслями и чувствами окружающих людей, напрямую спрашивая их об этом. Режиссер Макс Майерс понимает, что, в принципе, играет на одном поле с Человеком дождя и Форрестом Гампом, поэтому шутка про последнего и шоколадные конфеты, прозвучавшая из уст Адама, оказывается очень к месту.
Макс Майерс рассказал трогательную историю о людях, которые, словно два небесных тела, однажды сблизились, почувствовав взаимное приятжение, а затем отправились в путь каждый по своей траектории, оставив друг о друге теплые воспоминания. И это достойный уважения шаг сценариста и режиссера, который предложил более реалистиную, тонкую и умную концовку, нежели та, которую можно было бы ожидать в соответствии с расхожими жанровыми клише.