год: 1986
страна: USA, West Germany
жанр: comedy, crime, drama
режиссер: Jim Jarmusch
в ролях: Tom Waits, John Lurie, Roberto Benigni
композитор: John Lurie, Tom Waits
IMDb Rating: 7.8/10
Ты хороший ди-джей, Зак. Тебе лишь нужно научиться иногда лизать людям задницы.
Судьба сводит в тюремной камере трех нарушителей закона. Неудачливый ди-джей Зак (Том Уэйтс) попался, будучи за рулем Ягуара, в багажнике которого полицейские нашли мертвое тело. Сутенера Джека (Джон Лури) подставила "конкурирующая фирма", а итальянец Роберто (Бениньи), по его словам, убил человека метким броском бильярдного шара в голову. Фильм достаточно внятно распадается на три части. Первая посвящена дотюремным предысториям Зака и Джека, во второй части (уже в тюрьме) к двум главным героям присоединяется третий. Заключительная часть повествует о блужданиях троицы по топям Луизианы уже после побега.
Сюжет никогда не был главной составляющей в фильмах Джима Джармуша, ведь он - мастер неповествовательного кинематографа. Например, совершенно не важно, как именно герои сбегают из тюрьмы. Джармуш намеренно этого не показывает, поэтому любители экшена останутся в недоумении. Предыстории Зака и Джека даны в большей степени для того, чтобы подчеркнуть одиночество героев, созадть атмосферу душевного неуюта (чтобы потом ее развеять) и задать спокойный ритм для дальнейшего повествования. Самое интересное начинается, когда все три героя сходятся вместе, и совсем не важно, какой именно проступок привел в камеру каждого из них, ведь наказания без вины не бывает. Про итальянца Роберто нам вообще ничего не известно, однако это не мешает ему исполнить особую роль в цепи событий и стать настоящим украшением данного фильма.
Трогательно непосредственный, с чудовищным, но таким приятным итальянским акцентом (да еще в совокупности с приступом внезапной икоты), веселый и добрый Роберто становится объединяющим началом для остальных героев картины. Они нещадно эксплуатируют эту его доброту, а ему не жалко, потому что у самого неиссякаемый запас. Экспрессивный и непоседливый, он поставлен Джармушем в оппозицию Заку и Джеку, но одновременно с этим послан к ним в помощь. Все они (герои фильма) - бесприютные путники, каждый из которых выберет свою дорогу на первом же перекрестке. Но для Джармуша в этом и есть прелесть жизни. Она подобна бескрайнему океану, на просторах которого иногда случаются удивительные вещи. Простое человеческое общение, пусть и не всегда продолжительное, - одно из таких чудес.
P.S. Джармушу очень идет снимать фильмы в ЧБ. Отсутствие красок вкупе с медитативной манерой повествования придают его картинам особое очарование.