год: 1998
страна: Denmark, Sweden, France, Netherlands, Italy
жанр: drama, comedy
режиссер: Lars von Trier
в ролях: Bodil Jørgensen, Jens Albinus, Anne Louise Hassing, Nikolaj Lie Kaas, Henrik Prip
композитор: -
IMDb Rating: 6.7/10
Интересно, что со времен древних греков значение слова "идиот" извратилось до противоположного. Теперь так называют разного рода слабоумных людей, а тогда это было определение для несогласных с мнением большинства одиночек. Эти смелые люди были по-своему свободны, за это их не любили, и так постепенно значение слова "идиот" приобрело негативный оттенок.
Триер в своем фильме использует понятие "внутреннего идиота", который сидит в каждом человеке, но упрятан настолько глубоко, что оказался захоронен под слоем однажды принятых норм, правил и ограничений. Герои фильма решают отыскать, очистить ото всех наслоений и выпустить наружу своих внутренних идиотов. Главная цель - свобода, выраженная через протест против буржуазного общества с его прогнившей до основания моралью.
В компанию к идиотам, которые на придуривании съели не одну собаку, попадает женщина по имени Карен. В ее жизни произошла трагедия (умер ребенок), и она в попытке скрыться от самой себя присоединяется к этим странным людям, шокирующим окрестности дома, в котором все вместе проживают, разного рода провокационными выходками. Для Карен начинается новая жизнь. Но чем больше мы вместе с ней и другими героями погружаемся в этот неизведанный мир вседозволенности, тем лучше понимаем, что такая игра не может и не будет продолжаться вечно.
Нельзя сказать, что Триер симпатизирует идиотам. В их лице он творит миф о свободе, которая, как будет показано и доказано, не исчерпывается и не тождественна внешним проявлениям пофигизма. В конечом счете оказывается, что противоположности уже давно перешли друг в друга, а бунт уступил место разумному консерватизму. Но только Карен, надломленная, внутренне искалеченная и одинокая, оказывается способной пойти до конца. Не из желания бегства, протеста или ради развлечения, а от безысходности, обрекая себя (а заодно и зрителя) на бескомпромиссный, страшный и во всех отношениях горький финал.