год: 1957
страна: Sweden
жанр: drama
режиссер: Ingmar Bergman
в ролях: Victor Sjöström, Bibi Andersson, Ingrid Thulin, Gunnar Björnstrand, Max von Sydow, Gunnel Lindblom
композитор: Erik Nordgren, Göte Lovén
IMDb Rating: 8.3/10
Для 78-летнего профессора Исаака Борга (Виктор Шёстрём) земляничная поляна стала символом далекого прошлого. Того давнего времени, когда ничего непоправимого еще не произошло, а мысли о старости не беспокоили даже изредка. С возрастом жизнь приносила Исааку, в основном, разочарования. Это не помешало ему стать видным ученым в области медицины, но профессиональные достижения, как оказалось, не смогли сделать Борга в полной мере счастливым человеком. Как получилось, что на склоне лет он чувствует себя всеми покинутым и несчастным? Будучи честным с самим собой, он понимает, что сам виноват во всем, что случилось. Эгоистичный и замкнутый, он всю жизнь отталкивал от себя людей. А потом, когда понял, что ничего не вернуть назад, закрылся в своей скорлупе и отгородился от мира, предпочитая за внешней суровостью скрывать боль душевных страданий. Шли годы и Борг постепенно забыл, каковы были причины его несчастий. Все растворилось, осталась лишь тихая злоба. Он даже забыл о том, что на самом деле не такой уж плохой человек, каким казался себе в собственных глазах. Судьба все же решает дать Исааку запоздалый шанс взглянуть на свою жизнь со стороны и, возможно, прожить остаток дней в большей гармонии с миром и окружающими его людьми. Вместе с невесткой (красавица Ингрид Тулин) Борг отправляется в путь на вручение почетной докторской степени. Эта поездка, в которой причудливым образом перемешались сны и реальность, поможет старому профессору переосмыслить некоторые эпизоды из жизни, вспомнить горечь разочарований и сладость счастливых дней. В воспоминаниях он сможет выделить наиболее существенное для себя. Вычленить ту суть событий, которая сделала его таким, какой он есть со всеми достоинствами и недостатками. В прошлом он найдет успокоение, которого долго искал.
Фильм Ингмара Бергмана полон метафор и скрытых подтекстов, но это не делает его вещью в себе. Картина на удивление легко воспринимается, позволяя зрителю полностью погрузиться в мир путанных мыслей главного героя. Особое впечатление производят сны Исаака Борга, в которых престарелый профессор встречается лицом к лицу с мыслями, от которых привык отмахиваться в реальной жизни. Самый первый сон - прогулка по пустынному городу - олицетворяет небытие, с которым совсем скоро предстоит встретиться Боргу. Человек без лица, часы без стрелок и гроб, в котором лежит он сам, - все это напоминает Исааку о том, что времени осталось мало. В другом сне он сдает странный экзамен. Ему вменяют в вину замкнутость, эгоистичность и черствость. Экзаменатор констатирует личную и профессиональную несостоятельность Борга и пророчит ему вечное одиночество. Но сны - это не только напоминание о грехах. Засыпая, Боргу удавалось отправиться в путешествие на много лет назад. В местечко, где его дружная семья отдыхала теплыми летними днями, а возлюбленная Сара собирала землянику. Для Исаака это было подлинное бытие. Воспоминаия о земляничной поляне помогли Боргу примириться с собственной гордостью. Оказывается, что никогда не поздно взглянуть вокруг и увидеть рядом с собой живых людей. Будь то веселые попутчики - девушка и двое парней (будущий врач и будущий священник) - или же собственный сын, с которым профессор никогда не был по-настоящему близок. Борг вынужден констатировать, что необратимо повлиял на мировоззрение сына. Сам того не желая, он внушил Эвальду (Гуннар Бьёрнстранд) отвращение к жизни. Исаак понимает, что это неправильно, так быть не должно. Вот только время безвозвратно упущено, и единственное, что он может сделать сейчас, - отойти в сторону, чтобы позволить времени излечить глубокие раны и расставить все по местам.