год: 2010
страна: Russia
жанр: adventure, drama, romance
режиссер: Aleksei Uchitel
в ролях: Vladimir Mashkov, Anjorka Strechel, Aleksei Gorbunov, Sergey Garmash, Aleksandr Bashirov
композитор: David Holmes
IMDb Rating: 5.1/10
По большому счету, про фильм Край хочется сказать только то, что это один из тех случаев, когда стирается граница между самой историей и ее исполнением. Здесь с первой до последней минуты рассказ ведется на том уровне эмоциональной и материальной достоверности, которая обеспечивает целостное восприятие картины, исключая при этом желание как-то по-особому выделять среди прочего режиссуру, сценарий, актрескую игру или операторскую работу. Подобно паровозу, скорость которого зависит от слаженной работы всех механизмов и опыта машиниста, фильм Алексея Учителя мчится на всех парах, чтобы сделать конечную остановку в краю суровых природных условий и человеческих судеб, изломанных кровопролитной войной и скотским отношением со стороны отечества.
Многое о фильме и его создателях говорит тот факт, что выход картины не был приурочен к какой-то определенной памятной дате, в ней не показаны масштабные сражения, но тем не менее это одно из самых сильных киновысказываний о войне, сделанных отечественными режиссерами за последнее время. "Край" безусловно заслуживает той мощной рекламной кампании, которая была развернута в его поддержку ОАО "РЖД" и 1-ым каналом. Этим фильмом действительно можно гордиться, за него не должно быть стыдно создателям, но к сожалению большой популярности у современного зрителя он иметь не будет, поскольку в большей степени ориентирован на эмоциональное восприятие людей, способных поставить себя на место другого человека. Тут важно умение сопереживать, входить в положение, быть сопричастным чужому горю.
Картина, на самом деле, очень эмоциональная, искренняя и чистая. С первых кадров, когда герой Владимира Машкова сходит с поезда, чувствуется совершенно иной, отличный от принятого сегодня в большом кино, уровень диалога со зрителем. Тут все по-честному. Все настоящее. Зима, лес, люди, железные паровозы, а не нарисованные компьютерные модели, и в конце концов - яичница, приготовленная в топке на лопате. Слой наигранности, пафоса и фальши здесь отсутствует в принципе. И это касается абсолютно всего, что происходит в кадре. Очень трогательно здесь выглядит короткий эпизод с немецкой девушкой, которая крестится, когда ей страшно. Совершенно естественными и до предела настоящими выглядят отношения между людьми, когда им нет резона казаться лучше, чем они есть на самом деле. Всем этим фильм западает в душу и надолго запоминается, заставляя снова и снова возращаться к нему в мыслях. Он так же "многослоен", как и его название, смысл которого раскрывается постепенно вместе с характерами героев этой непростой, красивой и очень жизненной истории.