год: 2007
страна: Romania
жанр: drama
режиссер: Cristian Mungiu
в ролях: Anamaria Marinca, Laura Vasiliu, Vlad Ivanov, Alexandru Potocean
композитор: -
IMDb Rating: 7.9/10
Румыния, 1987 год. Две студентки (блондинка Отилия и брюнетка Габриэла) активно к чему-то готовятся в обшарпанной общаге технического университета. Но явно не к экзаменам - обе чересчур сильно нервничают, собирают деньги и вещи. Отилия впопыхах бегает по городу, пытаясь снять гостиничный номер на 2-3 дня. Вскоре выясняется, что цель всех суматошных приготовлений - беременность Габриэлы, вернее ее желание во что бы то ни стало эту беременность прервать. Острота ситуации заключается в том, что президент Чаушеску, дабы предупредить демографический обвал, запретил аборты (в результате чего повысилась материнская смертность - женщины стали чаще прибегать к кустарным способам прерывания беременности). Вот и героини фильма связываются с неким мутным типом по имени Бебе, которому они приготовили кругленькую сумму (правда, при встрече он запросил больше, и блондинка, не долго думая, отдавала оставшееся натурой), чтобы тот при помощи маточного зонда вызывал у Габриэлы выкидыш.
Впрочем, все это лишь завязка, которая почти ничего не говорит о том, чем является этот румынский фильм на самом деле и за что, собственно, он получил золотую веточку на Каннском кинофестивале в 2007 году. Думается, что не за смелость в выборе темы и даже (ха-ха!) не за скрытую рекламу контрацептивов. Фильм также не о судьбе той бесхарактерной девушки, которая решилась избавиться от еще неродившегося ребенка. Все немного наоборот, поскольку в фокус кинокамеры попадает одиссея ее деловитой подруги, вынужденной ввязаться в крайне опасную для себя историю. Все происходящее мы видим ее глазами, поэтому порой фильм напоминает игру-ходилку от первого лица, где каждый следующий уровень в разы сложнее и запутаннее, чем предыдущий. "Миссия" Отилии состоит в том, чтобы выручить беспомощную в практических делах подругу, обеспечив ей помещение и уход, не спалиться перед персоналом гостиницы, которому всегда и до всего есть дело, а между делом не позволить развалиться на куски своей собственной личной жизни.
Учитывая то, что полного реализма в кино в принципе быть не может (всегда есть пространственно-временное ограничение кадра, чудеса монтажа, музыкальное сопровождение или его отсутствие, творческий замысел в конце концов), режиссер Мунджиу достигает какого-то запредельного эффекта присутвия и тотального ощущения, что все происходит здесь и сейчас в реальном масштабе времени. Чего стоит одна только сцена застолья, когда Отилия приходит на день рождения к матери своего бойфренда и оказывается зажатой в кругу родственников и близких друзей именинницы, сыплющих разговорами о здоровье, политике, воспитании молодежи и о том, что завтра никогда не будет лучше, чем вчера. Однако при всей той сумасшедшей энергии, которой переполняется каждый кадр фильма, общая атмосфера картины все равно остается удушливой и тревожной. По вполне понятным причинам, здесь не нашлось места теплым ностальгическим настроениям, как в Гуд Бай, Ленин!, но и открытой ненанависти (как в Грузе 200) к отжившему политическому режиму тоже не чувствуется. Режиссер выбрал для своей истории 1987-ой год, когда до решительных действий в отношении правительства Чаушеску оставалось около двух лет. При этом будущее страны уже было окутано густым туманом неопределенности, рождающей чувства беспокойства, неуверенности и страха.