год: 2010
страна: UK, Australia, USA
жанр: drama, history
режиссер: Tom Hooper
в ролях: Colin Firth, Helena Bonham Carter, Geoffrey Rush
композитор: Alexandre Desplat
IMDb Rating: 8.5/10
На первый взгляд, Король говорит! видится по всем рецептам правильно сделанным, практически лишенным недостатков фильмом классических пропорций, которым, собственно, и является. Однако не хватет в нем какой-то неуловимой мелочи, чтобы от всей души порадоваться за этот фильм. Сложнее всего определиться с этой мелочью - слишком уж она неуловима.
У фильма прекрасный актерский ансамбль (Колин Ферт очень трогательно и убедительно заикается, а Тимоти Сполл в роли Черчилля так же убедительно хмурит брови, выпячивает нижнюю губу и размахивает сигарой). Очень радует операторская работа - так же, как и в предыдущем фильме режиссера Хупера, в кадре много свободного пространства, воздуха и света. И с юмором в фильме тоже порядок, особенно это касается взимоотношений Георга VI и его логопеда, которого играет Джеффри Раш. Кто помнит, в Проклятом Юнайтед(е) Хупер выстраивал нечто вроде "любовной линии" между героями Майкла Шина и Тимоти Сполла, а здесь практически то же самое, только вместо поссорившихся влюбленных Ферт и Раш играют "ребенка" и "отчима", у которых сначала натянутые отношения, а затем полное доверие и взаимопонимание. Этот прием отлично работает как раз на юмористическую составляющую, а вот с драмой есть проблема, которая не лежит на повехности.
Хупер сделал ставку на раскрытие личности короля, сосредоточившись на его "заикательных" проблемах и на том, как по этому поводу переживает его жена. А в сущности, получится у короля произенсти финальную речь или слова все-таки застрянут в глотке, не так уж и интересно. Тем более известно, что по законам жанра все должно оказаться тип-топ. А вот то, что в фильме целиком и полностью проигнорирована обратная связь короля с народом, как раз и видится проблемой №1. Не показано, из-за чего, собственно, король так старался, исправляя дефект дикции. Какова ценность его усилий? Тепло или холодно было обыкновенным людям от его выступлений, все это отсуствует. Нет в фильме нужного эмоционального фона, вплетающего историю с заиканием в контекст Второй мировой мясорубки, чтобы понять, ради чего, собственно, стоило так напрягаться.