год: 2006
страна: Mexico, Spain, USA
жанр: drama, fantasy, thriller
режиссер: Guillermo del Toro
в ролях: Ivana Baquero, Sergi López, Maribel Verdú, Doug Jones, Ariadna Gil
композитор: Javier Navarrete
IMDb Rating: 8.5/10
Снимаю шляпу перед Гильермо Дель Торо! Фильм, который довольно сложно описать словами. После просмотра - только эмоции, сочетающиеся с некоторым шоком от увиденного и ощущение волшебства, к которому, кажется, только что прикоснулся. Очень жалею, что упустил врзможность увидеть этот фильм в кинотеатре. Ведь редко когда на наши экраны выходит настоящее кино, достойное называться искусством, коим, бесспорно является Лабиринт Фавна: фильм умный, глубокий, проникающий в отдаленные уголки сознания и затрагивающий тонкие струны чловеческой души. Кроме того, на высоте весь визуальный ряд фильма - мрачные пейзажи сказочного подземелья, сияющий от солнца лес, облик Фавна и других "сказочных" существ. Ну, и дополняет все это совершенство красивый саундтрек от Хавьера Наваретте.
Очень интересно, что Лабиринт Фавна - второй фильм трилогии Дель Торо. Первый - Хребет Дьявола, выпущенный в 2001 году и вышедший у нас в прокате после Фавна. Завершающий фильм 3993 предположительно выйдет в 2009-ом году. Все три фильма объединены общей концепцией - это философские драмы-триллеры, в которых очень органично и совсем неконтрастно сосуществуют мир "сказочный" и мир реальный. Я беру слово 'сказочный' в кавычки, т. к. в привычном смысле оно не совсем подходит для вымышленных миров Дель Торо. Реальность и миф в них настолько переплетаются и живут друг внутри друга, что грань между ними стирается. И волей-неволей начинаешь верить во все, что видишь. И нет в этом никакой фальши и наигранности. Этот симбиоз двух измерений человеческого сознания очень органичен. Заслуга ДельТоро? Безусловно!!! А нам остается лишь смотреть на эти творения, восхищаться и размышлять об увиденном.
Лабиринт Фавна - своебразная встряска для сознания. Интересно было бы понаблюдать за лицами выходящих из кинотетра людей, которые настраивались на что-то вроде диснеевской сказки с танцами и песнопениями в исполнении рогатого искусителя, а получили такой удар по морде. Я очень даже "за" такие эксперименты со зрителями. Сейчас кино как никогда напоминает развлекательный аттракцион. Посмотрел и забыл. А все почему? Потому, что кинодеятели идут на поводу у массового потребителя, снимая "одноразовое" кино, у которого за красивой картинкой ничего не кроется. А вот снять нечто нестандартное, не вписывающееся в рамки сознания большинства, - на это нужен творческий талант и смелость. Дель Торо рискнул и у него получился один из лучших фильмов 2006-го года, а может и того больше. Кроме того, родился новый жанр. Думаю, что до Дель Торо еще никто в такой оригинальной форме не рассуждал о том, что даже в страшное военное время люди должны оставаться людьми, и не преподносил столь причудливой смеси вымышленного и реального.
Думаю, что этот фильм так и останется для посмотревших вечной загадкой. Дело в том, что Дель Торо не провел сколь-нибудь четкой границы между миром Фавна и миром капитана Видаля. И не представляется возможным определиться с этим. Пересматривай хоть сто раз, а ответ будет прежним - эти миры едины. Наше сознание этого не примет до конца, как не принимает "факт" существования инопланетян. Следствие этому - интерес к фильму. Я, в принципе, не против таких игр со зрителем. Ведь так рождаются шедевры.