Бэтмэн: Начало [Batman Begins]

Aug 02, 2008 20:21






год: 2005
страна: USA
жанр: action, adventure, crime, drama, mystery, thriller
режиссер: Christopher Nolan
в ролях: Christian Bale, Michael Caine, Liam Neeson, Katie Holmes, Gary Oldman, Cillian Murphy, Tom Wilkinson, Rutger Hauer, Ken Watanabe, Morgan Freeman
композитор: Hans Zimmer, James Newton Howard
IMDb Rating: 8.4/10

Преступность процветает в обществе, которое проповедует терпимость.

Кристофер Нолан совершил настоящую жанровую революцию, предложив новое, современное и крайне реалистичное видение, как казалось, набившей оскомину истории о человеке в костюме летучей мыши. По словам самого Нолана, он давно вынашивал идею создания фильма о супергерое, который действовал бы в предельно реалистичной среде. Поэтому, когда братья Уорнеры решили вдохнуть во франчайз о Темном Рыцаре новую жизнь, Нолан понял, что его час настал. По части комиксов Нолан никогда большим специалистом не был, поэтому он привлек для работы над сценарием Дэвида Гойера, который известен как большой знаток комиксов и всего того, что касается Бэтмена. Идея рассказать историю превращения Брюса Уэйна в Бэтмена дала сценаристам необходимый творческий простор. Многое из того, что позднее вошло в фильм, никогда до этого не экранизировалось и даже не появлялось на страницах комиксов. В частности, вся история семилетних скитаний Брюса Уэйна по миру была придумана сценаристами с нуля. Именно из нее мы узнаем, как закалялся характер Брюса и как он приобретал необходимые для борца с преступностью навыки. В отличие от предыдущих экранизаций, в которых Бэтмен появлялся на экране чуть ли ни с первых кадров, в картине Нолана проходит значительное время перед тем, как Брюс Уэйн в первый раз надевает костюм летучей мыши. Поэтому режиссеру было важно выстроить повествование таким образом и подобрать таких актеров, которые бы смоги заинтересовать зрителя, чтобы последний не смотрел на часы в томительном ожидании экшена.

Одной из главных составляющих успеха фильма является очень крепкий актерский ансамбль. Пожалуй, ни одна из экранизаций комиксов не могла похвастаться таким количеством прекрасных драматических актеров, которые к тому же идеально подобраны для своих ролей. С такими актерами грех было не вывести франчайз на новый уровень, что Нолан и сделал. Для начала он свел к минимуму комиксовость повествования, наградив героев сложными характерами, железной мотивацией поступков и сметив общую атмосферу в мрачные тона. Во-вторых, такой режиссер, как Нолан, не мог ограничиться стандартным сюжетом, который преследовал все предыдущие фильмы о Бэтмэне. В прежних фильмах основной конфликт разворачивался между Бэтменом и одним из эксцентричных злодеев, главным в образе которых была, собственно, эксцентричность. Попутно Бэтмен пытался рефлексировать на тему своего трудного детства. Этим и ограничивалась вся смысловая нагрузка фильмов Тима Бертона и Джоэля Шумахера. Впрочем, фильмы Бертона нельзя сбрасывать со счетов. Они интересны своими визуальными образами и сняты с большой любовью к материалу. Шумахер же практически похоронил все старания Бертона, скатившись в откровенный балаган, за который должно быть стыдно в первую очередь самому режиссеру. В отличие от предшественников, Кристофер Нолан сделал свой фильм эпическим. И дело тут не в красоте и масштабности съемок, которые, конечно же, в картине присутствуют и выполнены на высшем уровне мастерства. Нолан - тонкий знаток человеческой природы, которую он без устали препарировал во всех своих предыдущих фильмах. К слову, если бы этот режиссер экранизировал что-то вроде Красной Шапочки, то в его руках эта история превратилась бы такую экзистенциальную драму, что у зрителей бы челюсти на пол попадали. Нолан видит проблему гораздо шире, чем противостояние героя и злодея. Если разобраться, то в Бэтмен: Начало и злодея, как такового, нет. Сумасшедший доктор Крэйн в исполнении Киллиана Мерфи не в счет. Он лишь пешка в более серьезной игре, которую ведет всемирная Лига Теней. И в конечном счете цель у Бэтмена и Лиги Теней оказываются одной и той же - искоренить зло. Различия в средствах достижения этой цели. А еще в том, то руководство Лиги имеет четкий план реализации своих идей. Бэтмен же фигура более сложная и противоречивая. Он сочетает в себе две противоположности, одна из которых требует следовать гуманистическим заветам отца. Но есть и другая, темная сторона Брюса Уэйна, которую он всеми силами пытается сдержать, но которая и есть та самая движущая сила, превратившая его в несокрушимого Темного Рыцаря. Уэйн вынужден постоянно делать моральный выбор. В этом, на мой взгляд, одна из главных заслуг Нолана, который попытался во всех подробностях раскрыть перед зрителем внутреннюю сущность Уэйна-Бэтмена.

Но не одной философией жив этот фильм. Работа художников, постановщиков трюков, каскадеров, декораторов, костюмеров и прочих участников съемочного процесса проделана огромная. Воссозданные в павильонах в натуральную величину трущобы Готэма и пещера Бэтмена поражают своей реалистичностью, а что говорить о гаджетах, которые использует Темный Рыцарь. Это уже не муляжи, сделанные из папье-маше, а полнофункциональные устройства, которые поражают воображение. Про один только бэтмобиль можно рассказывать бесконечно. Это чудо техники было разработано с нуля и представляет собой невероятный гибрид гоночной машины и танка, при этом обладающего сумасшедшей маневренностью, живучестью и способностью совершать прыжки. Отдельно хочется сказать о постановке поединков. Специально для фильма был адаптирован жесткий и эффективный вид единоборств под названием кейси. Жаль только, что в фильме не слишком удается разглядеть всю прелесть этого стиля. И это, пожалуй, единственный минус картины. Ну и конечно нельзя не упомянуть о великолепном тандеме композиторов, сочинившем для этого фильма красивейший саундтрек. Музыка Ханса Циммера и Джеймса Нютона Ховарда идеально дополняет мрачную атмосферу, созданную Ноланом, и содержит прекрасные эпические и лирические темы, которые можно переслушивать до бесконечности даже в отрыве от просмотра фильма.

Нолан сделал на старом материале нечто качественно новое. Без приувеличения, Бэтмен: Начало - событие в мире кино, которое доказало, что ломать сереотипы можно и нужно. Благодаря этому фильму все узнали, что с жанром комикса стоит считаться. В умелых руках он может превратиться в серьезное, вдумчивое кино, которое хочется пересматривать, от раза к разау открывая в нем что-то новое. Своим фильмом Кристофер Нолан поднял планку не только для других режиссеров, но в первую очередь для себя. Один из героев киноклассики выбирал саморазрушение вмсто совершенствования. Остается только порадоваться, что Нолан выбрал другой путь.





Previous post Next post
Up