Окончание гостевого поста Рины Незеленой. Начало
здесь.
В магазине Государственной Третьяковской галереи в феврале 2017 года я купила замечательную книгу Веры Павловны Зилоти, старшей дочери Павла Михайловича Третьякова, «В доме Третьякова»:
В ней есть страницы, посвященные семье Ивана Федоровича Мамонтова: «… Старший сын Ивана Федоровича, Федор Иванович, имевший в лице что-то арабское, тонкое, был женат на Ольге Ивановне (не знаю ее девичьей фамилии), еще более тонкой, элегантной, неотразимо чарующей, у них все четверо детей были исключительно интересны, а некоторые, которых я лучше знала, были необыкновенно умны и привлекательны. Маше было 17 лет, она походила на породистую арабскую лошадь, Соня - 14 лет (моя ровесница) - была породистой персидской кошкой, Ваня - в типе Маши, а Ольга, еще маленькая, лет десяти, была самая красивая, пожалуй, в типе Маши, но с утонченными чертами своей матери. Федор Иванович рано умер, от операции челюсти, как помнится. Елизавета Григорьевна и дядя Савва, имея трех мальчиков, взяли к себе Ваню и воспитывали его как четвертого сына. Был у него гувернер француз м-р Тагнон. Ольга Ивановна скоро вышла замуж за доктора Бетлинга, а после его смерти - за Малютина. Маша и Соня были уже взрослые, разумные, всего труднее было применяться к переменам Оле».
И в этой книге впервые увидела сноску, робко подтверждающую родство Ольги Ивановны и Ивана Кирилловича Кузнецова: «О.И. Мамонтова (урожд. Кузнецова) - вероятно, дочь красноярского купца 1-й гильдии, золотопромышленника, благотворителя, городского головы Красноярска И.К. Кузнецова».
«…Семьи Федора Ивановича и Анатолия Ивановича собственно были как одна большая семья, то и дело проводили время вместе зимою, а летом жили рядом на своих дачах, в Киреево, не разлучаясь. Все вместе ездили зимою по воскресеньям к дяде Савве, где сходились артисты и художники. Дядя Савва умел веселить и вдохновлять молодежь всем прекрасным».
Мамонтов Анатолий Иванович (ок. 1840-1905). Владелец типографии и книжного магазина, коллекционер, переводчик. Жена - Мария Александровна Лялина (певица)
Память о Федоре Мамонтове, не свершившем в своей жизни что-либо впечатляющее среди современников, жива в лице его старшей дочери Марии Федоровны (1864-1952, Франция).
Она вышла замуж за старшего сына знаменитого купца Василия Ивановича Якунчикова. Ее муж был наследником дела отца. Руководил Воскресенской мануфактурой, знаменитым якунчиковскими кирпичными заводами в Черемушках и Одинцово, Товариществом Петровских торговых линий в Москве. Мария Федоровна Якунчикова увлекалась прикладным искусством. В 1890 году вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, женой Саввы Ивановича, она открыла в Москве на Петровке "Магазин русских изделий", в котором принимали заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла.
М.Ф. Якунчикова. 1880-е.
Портрет М.Ф. Якунчиковой. Автор Виктор Михайлович Васнецов. Год 1884. Материал - бумага. Размер 40х26,5. Музей Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Вот Мария Федоровна «похожая на породистую арабскую лошадь» верхом на лошади в рисунке Серова:
В. Серов. «Амазонка» (М. Ф. Якунчикова). 1884 г.
Портрет Марии Федоровны, известной благотворительницы, работы В. Серова (1888 г.) Третьяковская галерея.
Мария Федоровна была и сама художница, автор ряда рисунков для керамической артели «Абрамцево», организатор нескольких вышивальных мастерских, она, после смерти жены Саввы, Елизаветы Григорьевны, руководила художественной мастерской в Абрамцеве.
В её усадьбе на реке Наре летом 1903 года А.П. Чехов отдыхал вместе с женой. Он работал здесь над своей пьесой «Вишневый сад». Обстановка окружающая его в усадьбе нашла отражение в одном из актов пьесы.
Этот снимок Антона Павловича Чехова, Константина Сергеевича Станиславского, Саввы Ивановича Мамонтова был сделан в 1903 году в усадьбе Марии Фёдоровны Якунчиковой в Наро-Фоминске, где А.П.Чехов написал свой Вишневый сад.
М. Ф. Якунчикова вела благотворительную деятельность. Состояла членом Иберской общины сестер милосердия, Дамского благотворительного тюремного комитета, Попечительского совета Городского женского училища. В 1923 году вместе Н. Я. Давыдовой, бывшей в 1917-1923 годах директором Кустарного музея, она основала «Артель вышивальщиц» в Тарусе Калужской губернии. В 1928 году эмигрировала. В 1932 была избрана членом Комитета Московского землячества. Жила в Париже, где основала кустарную художественную мастерскую; свои работы часто жертвовала для благотворительной лотереи на балах «Союза русских судебных деятелей». С 1937 года она - член Союза ревнителей памяти императора Николая II.
Последние годы жила в Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа, где и была похоронена.
Другая дочь Федора Ивановича и Ольги Ивановны Мамонтовых на картине И.Е. Репина:
И.Е. Репин. Софья Федоровна (1868-1920 предположительно). Жена камергера Павла Александровича Тучкова
Третья дочь Ольга Федоровна на картине В.А. Серова:
Ольга Фёдоровна (1872-1950 предположительно). В замужестве - Томара.
Вера Павловна Зилоти о судьбах детей Федора Ивановича: «…Соня вышла замуж за Павла Александровича Тучкова, бывшего офицера. Овдовевши рано, она во время революции сидела долго в тюрьме и там, кажется, умерла чуть ли не от тифа. Оля вышла замуж за Тамару [разночтение фамилии в книге Зилоти], судьбы ее не знаю. Ваня был женат на моей двоюродной и своей троюродной сестре Зине Рукавишниковой, он умер в России еще молодым…Про Машу мы знаем, что она сейчас живет в Париже… Юра (сын Анатолия Ивановича Мамонтова) был женат два раза, первый раз на Маре Олив (двоюродной сестре Маши, Сони, Вани и Оли)…»
В действительности Софья Федоровна Тучкова умерла в Париже не ранее 1937 года.
Но вот в книге Веры Павловны Зилоти появляется еще одна яркая личность, внучка красноярского купца Ивана Кирилловича Кузнецова - Мария Олив (Мара), связанная родством с Мамонтовыми.
Как вы помните, Ольга Ивановна до замужества жила у своей сестры Марии Ивановны Олив (урожд. Кузнецовой), вышедшей замуж за Константина Вильгельмовича Олив.
Их дочь Мария (1870 г.р.) была в первом браке замужем за Юрием Анатольевичем Мамонтовым (1871-1907), вторым - за Федором Дмитриевичем Свербеевым. Из родословной Свербеевых известно, что у Мары Константиновны и Федора Дмитриевича в 1905 году, родился сын Николай. Он стал врачом, участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в Берлине в 1945-м.
У Мары было две сестры: Вера Константиновна Андреевская и София Стефанская и брат Сергей. Биографии их пока не известны.
В то время, когда Мара Олив была замужем за племянником Саввы Ивановича Мамонтова, она довольно часто посещала т.н. "кружок по интересам" в Абрамцево. Михаиль Врубель не замедлил в неё тут же влюбиться и даже предавался матримониальным мечтам. Вот как он её описывает в одном из своих писем:
«…Она только темная шатенка с карими глазами; но и волосы, и глаза кажутся черными-черными, рядом с матово-бледным, чистым, как бы точеным лицом. Она небольшого роста... носик очень изящной работы, с горбинкой, напоминает лисичку. Все впечатление овального личика с маленьким подбородком и слегка приподнятыми внешними углами глаз напоминает тонкую загадочность не без злинки - сфинксов. Но я несколько раз видел, как эти глаза смотрели просто-просто и мягко, как у телушки…»
В. Серов. Портрет М.К. Олив. 1895.
А теперь перейдем на описание её деда Ивана Кирилловича Кузнецова в книге Сысоевой:
Молодой, статный, как описал его Парфентьев, «… красавец в полном смысле лицом был: глаза, брови, волосы чёрные как смоль, походка, разговор, словом всё - аристократическое» и к тому же очень богатый вдовец был предметом тайных воздыханий для многих дам красноярского высшего общества. Справедливость слов Парфентьева подтверждает сохранившийся портрет Ивана Кирилловича Кузнецова, который принадлежит кисти известного русского художника Карла Брюллова.
Иван Кириллович Кузнецов.
Мария Константиновна была очень образована, развита всесторонне, объездила всю Европу, много путешествовала, в совершенстве владела французским, немецким и английским языками. Вот она на картине Ильи Репина:
И.Е. Репин. Портрет М.К. Олив. 1906.
В 1913 г. на балу, данном московским дворянством в честь 300-летия дома Романовых, с Марой Константиновной знакомится генерал от кавалерии Иван Георгиевич Эрдели (1870-1939), русский военачальник, впоследствии участник Первой мировой и гражданской войн, видный деятель Белого движения на Юге России, один из основателей Добровольческой армии.
Генерал Эрдели с отличительным знаком 1-го Кубанского (Ледяного) похода
Их роман длился шесть лет. Находясь в разлуке с предметом своей страсти, он практически ежедневно находил время, чтобы делать записи в дневник, который предназначался Маре для чтения и пересылался ей с оказией. Он писал: «Как бы я хотел, чтобы… ты мною гордилась, хвалила…»
В 1920 году, после поражения белогвардейских войск, Эрдели и Свербеевы эмигрировали за границу. Каждый из них покидал родину своим путём. Все трое жили в Париже, но друг с другом уже не встречались (Мара жила под Парижем в семье сестры). Будучи музыкально одаренным, генерал Эрдели некоторое время служил аккомпаниатором в ресторане. Потом он купил автомобиль и стал водителем такси.
Мара и за границей не потеряла своего магнетического обаяния: в 1922 году (ей исполнилось 52 года) её портрет был написан известным русским художником Филиппом Малявиным.
Ф.А. Малявин. Портрет М.К. Олив. 1922.
Живя рядом, Мара и Эрдели, по-видимому, не встречались. Мара Константиновна пережила всех и умерла в 1963 году в возрасте 93 лет.
По информации из интернета:
«Киреево - знаковое для русской культуры место, связанное с именами бояр Еропкиных, московского генерал-губернатора А.Б. Бутурлина, князей Долгоруковых, П.Д. Салтыкова, композитора А.Н. Верстовского, семьи Мамонтовых. На Киреевском кладбище рядом с уничтоженной в советские годы церковью Сергия Радонежского были похоронены И.Ф. Мамонтов, Ф.И. Мамонтов, а также известный архитектор В.А. Гартман. В Кирееве бывали и жили В.А. Кокорев, члены семьи Аксаковых, Ф.В. Чижов, М.П. Погодин, И.К. Айвазовский, В.А. Серов, М.В. Якунчикова, П.И. Чайковский, В.М. Борин и многие другие. Еще недавно на усадебной территории сохранялся пейзажный парк с липовыми аллеями, каскад прудов, фундаменты усадебного дома и храма преподобного Сергия Радонежского, а также место исторического некрополя. Киреевский парк был излюбленным местом отдыха жителей Химок, однако, оказавшись рядом со знаменитым полигоном ТБО, усадьба в буквальном смысле слова была превращена в помойку (информация 2011 года). Территория фамильного некрополя Мамонтовых и место церкви были проданы под строительство мусороперерабатывающего завода и коммунальной зоны, а на остальной территории усадьбы запроектирована транспортная развязка трассы Москва - Санкт-Петербург с Лихачевским шоссе. Весь усадебный парк с двухсотлетними деревьями в три обхвата был вырублен. Теперь это огромный пустырь, размеченный под застройку, на фоне поражающей своими размерами смердящей свалки бытовых отходов. На этом месте будет построен (или уже построен?) мусоросжигательный завод, мимо которого по трассе Москва-Санкт-Петербург будут мчаться в светлое будущее уже какие-то совсем другие люди, граждане какой-то другой страны, не имеющие отношения ни к этой земле, ни к ее истории».
Грустно господа!
Остались книги, дневники и портреты, среды которых две Марии, внучки знаменитого красноярского купца 1-й гильдии Ивана Кирилловича Кузнецова.