Железнодорожная линия [Выборг] - Лазаревка - Мичуринское - [Сосново]. Часть вторая

May 01, 2020 15:30


Железнодорожная линия [Выборг/Viipuri] - Лазаревка/Liimatta - Мичуринское/Valkjärvi - [Сосново/Rautu]
Часть 2. От Сосново до Валкъярви

--------------------

Ранее:
Часть 1. Общие сведения
--------------------

Продолжаем изучать закрытую железнодорожную линию [Выборг/Viipuri] - Лазаревка/Liimatta - Мичуринское/Valkjärvi - [Сосново/Rautu].
В апреле 2020 г. мы с Алексеем Огневым проехали по некоторым объектам этой дороги на участке от станции Сосново до станции Вещево.
28. Схема железнодорожной линии Liimatta/Лазаревка - Valkjärvi/Мичуринское на современной основе (кликабельно)



Начинаем свой путь со станции Rautu/Сосново. В 1940 - начале 1941 года советские железнодорожные войска успели построить подъездной путь длиной около 5 км от станции Rautu/Сосново к орудийным позициям в районе нынешнего посёлка Раздолье [1]. Планировалось, что в итоге линию достроят и до станции Valkjärvi, тем самым обеспечив транзитный проезд от Сосново до Выборга через центр Карельского перешейка.

29. Поворотный круг на станции Сосново. К линии до Выборга он не относится, хотя при определенном ходе истории мог бы, но не показать его я не смог


30. Насыпь планируемого перегона Rautu - Valkjärvi отклоняется от хода на Хийтолу в районе северной горловины станции Сосново, на фото виден километровый знак «75»



31. Насыпь на участке от северной горловины станции Сосново до автомобильной дороги А-121



Далее держим путь в посёлок Мичуринское, где до 1944 года действовала железнодорожная станция Valkjärvi. Осмотр бывшей железнодорожной линии начинаем с самой восточной ее точки - овальных погребов, до которых был построен подъездной путь в 1942 году.

32. Овальные погреба. Общей вид с нижней отметки



33. Нижнее помещение овальных погребов. В советское время эта постройка использовалась как овощехранилище [2]. По бокам располагаются отсеки для хранения необходимой продукции



34. Общий вид овальных погребов с верхней отметки. Здесь к погребам подходил железнодорожный подъездной путь от станции Valkjärvi



35. Верхнее помещение овальных погребов. Через люки в перекрытии загружались отсеки, расположенные уровнем ниже



36. Станционная площадка в районе овальных погребов



37. Железнодорожная насыпь на участке от станции Valkjärvi до овальных погребов, 06 августа 1943 г. [4]



38. Бывшая железнодорожная насыпь в посёлке Мичуринское в настоящее время



Следующий пункт осмотра - территория бывшей станции Valkjärvi/Валкъярви, движение поездов на которой осуществлялось с 01 января 1930 года и до отступления финской армии летом 1944 г.

39. Так выглядела пассажирская часть станции в 30-е годы [10]



40. Так выглядит бывшее здание вокзала сейчас, вид с северо-запада [апрель 2020 г.]



Строительство железной дороги до станции Valkjärvi тесно связано с тем, что в середине 20-х годов XX века здесь был основан одноимённый военный округ. Станция располагалась примерно в километре к северу от посёлка с таким же названием, а непосредственно в районе станции находились лесопилка и немногочисленные жилые дома. Здание вокзала было построено в 1929 году по тому же проекту, как и на станции Хейнола Финских железных дорог. [5]

41. Вокзал станции Валкъярви [11]



42. Поезд у пассажирской платформы станции, вид с востока [11]



43. Фундаменты здания вокзала. Вид с востока



44. Советские паровоз Оу-4567 на станции Валкъярви. 30.08.1941 [4]



45. На путях станции в тот же день 1941 года стоял пассажирский вагон №576 приписки Октябрьской железной дороги. На вагоне имеется надпись - «ст. КОРПИОЛЯ» или что-то подобное. Вероятно, этот вагон использовался СССР на соседней станции Korpioja в качестве помещения дежурного по станции взамен сгоревшего в Зимней войне вокзального здания. [4]



46. Станционный пакгауз. Название станции на русском языке написано без твердого знака, как того требуют нынешние нормы написания финского названия. [4]



47. Грузовая платформа на станции [4]



48. Остатки бывшей грузовой платформы на станции Valkjärvi



49. И еще одно фото грузовой платформы, 1944 год, в момент эвакуации с территории Карельского перешейка. Следует отметить, что на линии Выборг - Мичуринское грузовые платформы на всех крупных станциях были построены приличной длины в несколько сотен метров - для возможности выгрузки и погрузки сразу нескольких эшелонов. Всё-таки, линия имела стратегическое значение для Финляндии. [4]



50. По состоянию на весну 2020 года территория станции активно застраивается частными домами, железнодорожные артефакты, при этом, стремительно исчезают…



51. Станция была достаточно крупной. Только на этом снимке, запечатлевший железнодорожный эшелон в момент эвакуации с территории Карельского перешейка в сторону Финляндии, можно насчитать не менее семи станционных путей. [4]



52. Фундаменты еще одного станционного здания в грузовой части



53. Здесь когда-то располагалась станция Valkjärvi…



Далее держим путь вдоль железнодорожной линии на запад - к территории бывшего паровозного депо.

54. Руины паровозного депо сейчас скрываются среди деревьев



55. Территория депо огорожена, но забор пока не сплошной. Забор принадлежит какой-то из структур Газпрома, который строит здесь спортивный комплекс



56. Остатки бывшего поворотного круга



57. А так поворотный круг выглядел 90 лет назад… [11]



58. Руины бывшего депо



59. Еще год назад в ближнем к поворотному кругу торце располагались кирпичные арочные своды



60. Сейчас же здание активно ликвидируется…



61. Кирпичи бывшего депо



В следующей части поста мы отправимся в путь на запад по насыпи бывшей железной дороги…------------------------------------------------------------
Список источников:

1. Сайт https://terijoki.spb.ru, статья «Вокзалы и станции ветки Выборг - Житково - Мичуринское» ( https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_valkjarvi.php );
2. Материалы и комментарии с интерактивной карты https://wikimapia.org;
3. Финская довоенная карта 1939 года севера Ленинградской области http://www.etomesto.ru/map-peterburg_fin200_zapad/ и другие карты ресурса http://www.etomesto.ru;
4. Фотоматериалы Архива министерства обороны Финляндии http://sa-kuva.fi/;
5. Книга «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat», Jussi Iltanen, 2010 г.;
6. Книга «Valtionrautatiet 1937 - 1962», 1962 г.;
7. Сайт Сергея Болашенко http://infojd.ru, статья «Железнодорожная линия Выборг - Вещево - Сосново» ( http://infojd.ru/12/vyb-vech.html );
8. Сайт https://railwayz.info, страницы по железнодорожной линии Лазаревка - Валкъярви ( https://railwayz.info/photolines/line/348 );
9. Фотоматериалы Музея железных дорог Финляндии с сайтов https://rautatiemuseo.finna.fi/ и https://finna.fi/;
10. Фотоматериалы сайта https://www.kuvakokoelmat.fi/;
11. Фотоматериалы сайта https://valkjarvikarjala.shutterfly.com/;
12. Материалы сайта https://ru.wikipedia.org;
13. Расписания движения поездов из коллекции сайта http://www.kupsilla.ru ( http://www.kupsilla.ru/train.htm );
14. Расписания движения поездов из коллекции Григория Егорова.
------------------------------------------------------------
Дальше:
Часть 3. К центру волости Яюряпяя!
Часть 4. От Вуоксы на Выборг!
--------------------

Выборг, Valkjärven rata, Мичуринское, vr, РЖД, железная дорога

Up