Железнодорожная линия [Выборг] - Лазаревка - Мичуринское - [Сосново]. Часть третья

May 03, 2020 15:30


Железнодорожная линия [Выборг/Viipuri] - Лазаревка/Liimatta - Мичуринское/Valkjärvi - [Сосново/Rautu]
Часть 3. К центру волости Яюряпяя!

--------------------

Ранее:
Часть 1. Общие сведения
Часть 2. От Сосново до Валкъярви
--------------------

Осмотрев территорию бывшего депо в Valkjärvi, наш путь продолжается по грунтовой дороге, проложенной по насыпи бывшего перегона Valkjärvi - Korpioja. Вообще, примерно по половине участка железной дороги от Валкъярви до Житково проходят грунтовки. Так как мы были в этой местности впервые, не знали состояния дорог и доверялись навигатору, то все участки бывшей насыпи мы, конечно, не проехали.
62. Участок железной дороги Valkjärvi - Korpioja - Punnus на карте РККА 1941 года [3]



63. Позади станция Valkjärvi, слева - депо, прямо - перегон к соседней станции


64. Бывший перегон на перекрестке с грунтовкой к садоводствам «Карелия» и «Труд» вблизи озера Журавлевское


65. Насыпь среди леса и болот


66. Пересечение с газопроводом на Приозерск, который долгие годы не могут ввести в эксплуатацию


67. Конец грунтовки по насыпи железной дороги - впереди разрушенное водопропускное сооружение через ручей. Практически сразу за ручьем располагалась станция Korpioja. Миновать ручей можно было по параллельной дороге, но навигатор нас повел в другую сторону.


68. Здесь располагалась водопропускная труба


69. Вид в сторону юго-восточной горловины бывшей станции Korpioja


Станция Korpioja/Корпиоя
Двухпутный Разъезд Korpioja располагался на малозаселённой территории, рядом располагались только несколько частных землевладений. В 1929 году на разъезде было построено здание, такое же, как на станциях Punnus и Pölläkkälä. Разъезд имел военное значение - на нём имелась длинная платформа для разгрузки. Станционное здание сгорело во время Советско-Финской войны, в 1942 году на том же фундаменте было построено новое здание, которое также не сохранилось. Разъезд эксплуатировался с 1930 по 1944 годы. На советских послевоенных картах в этом месте отмечен о.п. с названием «Красноозёрное». [5; 1]
70. Korpioja - станционное здание [11]


71. Путейцы на строительстве разъезда Korpioja [11]


В настоящее время на территории станции прослеживается выемка под станционные пути, а также фундаменты станционного здания. Другие фотографии бывшей станции, а также её нынешнее состояние, можно посмотреть, например, здесь.
По всей длине перегона Korpioja - Punnus также проходит грунтовая дорога. В настоящее время перегон пересекает, даже частично по нему проходит, автомобильная дорога 41К-029.
72. Грунтовая дорога по насыпи бывшего перегона Korpioja - Punnus. Вид с середины перегона в сторону станции Korpioja


73. Насыпь бывшего перегона Korpioja - Punnus. Вид с середины перегона в сторону станции Punnus. Слева проходит автомобильная дорога 41К-029


Станция Punnus/Пуннус располагалась параллельно нынешней автодороге 41К-029 вблизи её пересечения с дорогой 41К-151.
Двухпутный разъезд Punnus, как и соседний разъезд Korpioja, располагался на малозаселенной территории. Станционное здание было построено в 1929 по тому же проекту, как на соседних станциях Korpioja и Pölläkkälä. Во время Советско-Финской (Зимней) войны здание вокзала сгорело, станционные пути были разрушены и как разъезд он больше не восстанавливался. [5]
Фотографий станции в годы её работы я не нашел, имеется лишь фото финских военных, занимающихся рекогносцировкой вблизи этой станции.
74. Финские военные вблизи станции Punnus, фото 30.08.1941 [4]


В настоящее время на месте бывшей территории станции можно обнаружить фундаменты станционного здания.
На перегоне Punnus - Pölläkkälä располагался самый крупный на этой линии железнодорожный мост - через реку Salmenkaitajoki (ныне река Булатная). В мае 1938 года на перегоне был открыт остановочный пункт Salo-Mälkölä (примерно в километре от реки по ходу в сторону станции Pölläkkälä). Грунтовая дорога проходит практически по всей длине бывшего перегона за исключением небольшого участка у моста через реку Булатную.
75. Вид с автомобильной дороги 41К-151 в сторону бывшей станции Punnus


Двухпролетный мост через реку Salmenkaitajoki разрушался дважды - в 1940 и в 1944 годах. В первый раз он был восстановлен по временной схеме, а во второй раз мост был разрушен окончательно.
76. Насыпь бывшей железной дороги на подходе к реке Булатной


77. Вид с насыпи сквозь деревья на реку и сохранившуюся центральную опору моста


78. Восстановление моста через реку Salmenkaitajoki, 12 октября 1941 г. [4]


79. Там же, но с другого ракурса [4]


80. Сохранившаяся центральная опора моста


Территориально мост (его остатки) располагается в деревне Четверяково. Подъезд к деревне «с асфальта» осуществляется по бывшей трассе железной дороги.
81. Камено-бетонные конструкции вблизи бывшего моста


82. На другом берегу реки насыпь продолжается


83. А со стороны деревни Четверяково на подходах к мосту сохранились даже деревянные шпалы!


84. Вид от бывшего моста в сторону станции Punnus. На дальнем плане - грунтовка для подъезда от деревни к асфальтовой магистрали 41К-151


Несмотря на то, что в паре километров от железнодорожного моста раньше располагался и автодорожный через эту же реку, коротким путем в сторону следующей станции Pölläkkälä не проехать - мост также разрушен.
85. Вид от станции Pölläkkälä на перегон в сторону станции Punnus


Станция Pölläkkälä/ Пёлляккяля
Уже в конце 19-го века из населенного пункта Pölläkkälä вырос значительный по местным меркам индустриальный центр - после строительства здесь двух лесопильных предприятий. В 1927 году из прилегающих к лесопилкам территории сделали населенный пункт, в котором проживало около 2500 человек по состоянию на 30-е годы. Станция Pölläkkälä была весьма пассажиронапряженной, при том, что грузовой работой, связанной с лесопильными предприятиями, занималась, в основном, соседняя станция - Äyräpää-Itäinen. [5]
86. Pölläkkälä, станционное здание [10]


Железную дорогу до станции Pölläkkälä открыли 1 ноября 1928 года, но пассажирские поезда здесь пошли здесь лишь с 1 января 1930 года - в момент продления линии до Valkjärvi. Пассажирское здание на станции было построено в конце 1929 года [5]. Путевое развитие станции состояло из двух путей нормальной длины и ещё одного - укороченного, куда ставились под выгрузку вагоны, пришедшие в адрес местных предприятий и организаций. [1]
87. Пассажирский поезд на станции Pölläkkälä [9]


88. Вид на бывшую платформу станции Pölläkkälä, которая расположена на территории нынешнего посёлка Барышево


Станция Äyräpää-Itäinen/Яюряпяя-Итяйнен располагалась в километре от станции Pölläkkälä в северо-западном направлении. Станция состояла из трёх путей и предназначалась для грузовой работы. На восток от станции отходил подъездной путь к лесопильному заводу «Альстрём», а на северо-запад пролегал подъездной путь к пристани на берегу реки Вуоксы. От пристани шел еще один путь в сторону станции Äyräpää, так что на перегоне Äyräpää-Itäinen - Äyräpää находился полноценный разворотный треугольник. [1; 5]
89. Железнодорожные линии в районе станции Äyräpää на финской карте 1939 года. Ныне это территория посёлка Барышево [3]


Весной 1938 года на перегоне Äyräpää-Itäinen - Äyräpää был открыт остановочный пункт Lammasniemi/Ламмасниеми предназначенный для прихожан крупной церкви, располагавшейся неподалёку. [1]
90. Подъездной путь от станции Äyräpää-Itäinen в районе лесопильного предприятия «Альстрём» [9]


91. Перешеек между озером Вуокса и одноимённой рекой в юго-восточной части нынешнего поселка Барышево. Примерно до этого места ранее доходил подъездной путь от станции Äyräpää-Itäinen


92. Берег реки Вуоксы в районе расположения пристани вблизи станции Äyräpää


93. Примерно в этом створе действовала паромная переправа через реку Вуоксу


Станция Äyräpää/Яюряпяя
Станционное здание построено в 1927 году по такому же проекту, как на станции Вуокатти железных дорог Финляндии. Станция была одной из самых важных и грузонапряженных на линии. Главным образом, станция использовалась военными, на ней имелась длинная погрузо-разгрузочная платформа. До 1930 года станция была конечной для пассажирских поездов. Станционное здание сгорело в 1942 году и больше не восстанавливалось. Документального подтверждения движения поездов до этой станции после 1944 года не имеется, в конце 40-х годов станция и прилегающие перегоны были разобраны. [5]
94. Вуокатти, станционное здание. Такое же здание вокзала было построено и на станции Äyräpää. Фото 2015 года


Несмотря на то, что станция Äyräpää была самой крупной на линии, её фотографий практически не сохранилось.
95. Грузовая платформа станции Äyräpää в сентябре 1942 года [4]


96. Там же…  [4]


97. Остатки грузовой платформы


98. Грузовая платформа станции Äyräpää


99. Фундаменты здания к северу от грузовой платформы станции. Имело ли это здание отношение к железной дороге, мне не известно


Хорошо замаскированные остатки бывшего станционного здания нам найти не удалось. В его предполагаемом месте мы увидели множество поваленных деревьев и несколько каменно-бетонных элементов.
100. Предполагаемое местонахождение станционного здания


Следует отменить, что с 1917 по 1929 годы название Äyräpää носила совершенно другая станция - нынешняя Лейпясуо, расположенная на участке Зеленогорск Выборг. После образования в 1925 - 1926 годах волости Яюряпяя в новых границах, название было перенесено на новую станцию, расположенную как раз в центре волости. Так что если Вы встречаете где-либо фотографию с подписью «Яюряпяя», при этом на станционной табличке читается «Голицыно» - то это бывшая станция Лейпясуо, которая к Мичуринской линии отношения не имеет. [12]
101. Юго-восточная горловина станции Äyräpää


Осмотрев самую крупную станцию на линии, пора отправляться дальше…
------------------------------------------------------------
Список источников:
1. Сайт https://terijoki.spb.ru, статья «Вокзалы и станции ветки Выборг - Житково - Мичуринское» ( https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_valkjarvi.php );
2. Материалы и комментарии с интерактивной карты https://wikimapia.org;
3. Финская довоенная карта 1939 года севера Ленинградской области http://www.etomesto.ru/map-peterburg_fin200_zapad/ и другие карты ресурса http://www.etomesto.ru;
4. Фотоматериалы Архива министерства обороны Финляндии http://sa-kuva.fi/;
5. Книга «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat», Jussi Iltanen, 2010 г.;
6. Книга «Valtionrautatiet 1937 - 1962», 1962 г.;
7. Сайт Сергея Болашенко http://infojd.ru, статья «Железнодорожная линия Выборг - Вещево - Сосново» ( http://infojd.ru/12/vyb-vech.html );
8. Сайт https://railwayz.info, страницы по железнодорожной линии Лазаревка - Валкъярви ( https://railwayz.info/photolines/line/348 );
9. Фотоматериалы Музея железных дорог Финляндии с сайтов https://rautatiemuseo.finna.fi/ и https://finna.fi/;
10. Фотоматериалы сайта https://www.kuvakokoelmat.fi/;
11. Фотоматериалы сайта https://valkjarvikarjala.shutterfly.com/;
12. Материалы сайта https://ru.wikipedia.org;
13. Расписания движения поездов из коллекции сайта http://www.kupsilla.ru ( http://www.kupsilla.ru/train.htm );
14. Расписания движения поездов из коллекции Григория Егорова.
------------------------------------------------------------
Далее:
Часть 4. От Вуоксы на Выборг!
--------------------

Выборг, Valkjärven rata, Мичуринское, vr, РЖД, железная дорога

Up