Картонные миры Уэса Андерсона

Mar 15, 2017 14:45

Уэс Андерсон - оригинальный режиссер. У месье есть свой стиль, который сложно спутать с чьим-то еще, хотя я, конечно, никакой не кинопрофи. С его творчеством я познакомилась случайно, сходив в кино на "Отель Гранд Будапешт" в надежде полюбоваться игрой Тильды Суинтон, но Тильда там была в кадре ровно три минуты, чем меня разочаровала, прочее же время в "Отеле" мельтешили разные именитые актеры, коих Андерсон собрал для фильма в огромном количестве. Тогда над "Будапештом" я в меру поржала, с умеренным вниманием последила за приключенческим сюжетом и, собственно, все. А спустя несколько лет внезапно пересмотрела и обнаружила там не замеченную раньше пародийность из-за чего сюжет показался вовсе не таким тупым, т.е. я хотела сказать, приключенческим, странные и забавные приемчики режиссера, колоритных персонажей, качество съемки ну и вообще весь этот андерсоновский мир, нашпигованный киноцитатами (большую часть я, наверное, и не углядела), пронизанный абсурдным юмором (и черным юмором, и цинизмом), мир, схематичный с одной стороны и вдохновенный - с другой. Интересная штука, короче, эдакая вещь в себе, и этим как раз "Будапешт" мне и понравился. Режиссер играет со зрителем и нисколько этого не скрывает, и результат этой игры внимания заслуживает. Хотя я могу понять и тех, кому фильмы Андерсона кажутся полным бредом. Нет, они, конечно, бред и есть, но бред весьма занимательный и... ценный сам по себе? Возможно, имеющий в себе немножко того юродства, которое мне так нравится в английских писателях (в Честертоне в первую очередь), только на свой лад. В общем, какое-то сходство есть - не отдаленное, и не неуловимое, и не общее... а именно что "какое-то". Прелесть абсурда, наверное.

Отдельная фишка "Будапешта" - то, что снят он как бы по новеллам Стефана Цвейга, причем не по конкретным, а по ощущениям от этих новелл (очень понимаю такое отношение к первоисточнику и такой способ цитирования), и дух Цвейга в "Будапеште" чувствуется.

Пересмотрела же я "Будапешт" (розовый картонный мир) потому, что наконец дошли руки до "Королевства полной луны" (желтый мир). "Королевство", по-моему, встречается во всяких списках фильмов для семейного просмотра, и я, признаться, ожидала чего-то милого и душевного, как "Пеликан" или "Звездочки на земле"... А это оказался Андерсон (поняла я это не сразу) со своей историей про влюбленных подростков, бойскаутов, одиноких взрослых и так далее. В рецензиях и критических статьях пишут, что в "Королевстве полной луны" дети серьезны, как взрослые, а взрослые беспомощны, словно дети, и что это что-то там означает, но мне, если честно, не хочется искать никакие смыслы и значения, потому что это очень летнее и очень условное кино мне очень понравилось - своей условностью и тем, что оно, как и "Будапешт", вещь в себе - даже, пожалуй, в большей мере, чем "Будапешт". Вот странно: обычно фильмы цепляют тем, что в них можно найти параллели со своей жизнью, а "Королевство" этой жизни параллельно и с ней совершенно не пересекается - и именно поэтому между плоскостями, которые не пересекаются, можно найти точки соприкосновения. Вот такой вот парадокс, вот такой вот Андерсон.

После этого андерсоновского мини-марафона (два фильма за два дня) мне ужасно хотелось еще что-нибудь у этого режиссера посмотреть, но, кажется, меня смутило то, что у него в основном короткометражки, а короткометражечного настроения не было. Правда, "Водная жизнь" с отсылками к Жаку Иву Кусто внимание привлекла.

К слову, так я огорчилась, когда - как раз после викигугления этого фильма - внезапно обнаружила, что Кусто умер уже двадцать лет как. Мне почему-то казалось, что он почти вечен и по-прежнему ныряет в морские глубины, и восхищается подводными обитателями, и снимает что-нибудь еще для юных телезрителей, как это было в моем детстве. Если кто и был первым додошным человеком на моем пути, так это Кусто (не вдаваясь в детали его во многом противоречивой биографии с Википедии, а чисто по ощущениям от его фильмов).

К списку отзывов

додошное, кино, люди

Previous post Next post
Up