Добрый и хороший мальчик Фридрих, только недавно закончивший школу, живет с родителями, любит младшего братика, зарабатывает на кусок хлеба тяжелым физическим трудом, ибо его семья живет в бедности, а после работы спешит на тренировки по боксу. На одном из соревнований его замечает преподаватель НАПОЛА - школы для будущей элиты Третьего рейха - и приглашает на вступительные экзамены. Узнав об успешно сданных экзаменах, отец запрещает Фридриху идти в НАПОЛА, но мальчик, не желая до конца своих дней тянуть лямку рабочего на фабрике и рассматривая учебу как свой единственный шанс добиться успеха в жизни, разумеется, идет в Национально-политическую академию, где сталкивается с железной дисциплиной, с внеуставными отношениями, с требовательными преподавателями, с товариществом и с настоящей дружбой и со многим другим, о чем до этого он и не подозревал.
Фильм, на мой взгляд, не без клюквы местами, но вообще снят отлично. Две основные его темы - это, конечно, вечный конфликт отцов и детей и противостояние человека и системы (или даже не противостояние, а просто "человек и система"). Хоть все действующие лица этой системы, т.е. персонажи и ходят весь фильм в одинаковой форме, актерам удалось создать достаточно яркие образы преподавателей и, главное, учеников: один юноша с ясным лицом - неформальный лидер и проныра, который всегда найдет, чем поживиться, другой - мягкотелый (во всех смыслах) поклонник прекрасного пола, третий - одинокий и замкнутый мальчик, непонятно как оказавшийся в элитном учебном заведении, четвертый - талантливый филолог, которого в НАПОЛА запихал отец... и все они бегают кроссы, стреляют из винтовок, пишут сочинения, отжимаются всем взводом за косяки одного из них, внимают речам о взаимовыручке и товариществе, в которые незаметно вплетаются разные идеи о превосходстве одних людей над другими и о необходимости убить в себе жалость и ложный стыд... И многое вокруг не то, чем кажется, и тут есть, над чем подумать (например, как бы ты сам поступил на месте каждого из трех героев, которые принимают самые поворотные решения).
Собственно съемка мне тоже понравилась: уютные улочки немецкого городка, где все знают друг друга, мрачно-романтический замок в тумане, в котором размещена та самая НАПОЛА, хорошо оборудованные классы, спартанские спальни, грязища на полях учебки, сельские дороги с раритетными машинами середины двадцатого века и заснеженный лес... Красиво. Костюмы органичны опять же: лично у меня они вызвали ощущение хорошо переданной эпохи. Полотнища со свастикой для русского зрителя выглядят страшно, четкое "хайль, Гитлер" и "яволь" (я смотрела на немецком для пущего погружения в реальность) вызывают ассоциации с военными хрониками, и тут тоже есть над чем подумать. Сюжет несколько предсказуем, но смотрится фильм все равно хорошо, ускорения и замедления действия (и съемки) на своих местах. В общем, по форме мне понравилось, хотя на Кинопоиске, смотрю, "Академию" упрекают в наивности и еще во всяком, чему я очень удивилась. *пожимает плечами*
Снял "Академию", к слову, тот же режиссер, Деннис Ганзель, что создал и кино о неонацизме
"Эксперимент 2. Волна" (явно занимает тема человека), и в главной роли у него тот же симпатичный актер Макс Римельт (прямо тандем, как у Скорсезе и ди Каприо). И, надо сказать, с художественной точки зрения "Академия" понравилась мне гораздо больше "Волны".
7,5/10
К списку отзывов на фильмы