Виктор Гюго, "Отверженные"

Feb 11, 2018 13:00

Я-таки дочитала этот талмуд. Сама не верила в успех - не потому, что Гюго плохо пишет, а потому, что все-таки он чересчер многословен. И прочитала я книгу с купюрами, пропуская исторические экскурсы, философские задвигания автора на тему революции, и про канализацию Парижа пропустила, уж извините (как раз дошла до нее в обеденный перерыв на работе и пролистала много страниц, выбрав вариант "обедать и читать приятное").

Общие впечатления не изменились: ррромантик, ррромантик, если одним словом все это охарактеризовать; гремучая смесь из пафосности, основательности, остросюжетности (порой - шитой белыми нитками, отчего чувствуешь себя прожженым многоопытным читателем, а автор кажется наивным товарищем, который пыжится, стараясь сохранить секрет полишинеля), лиричности, сентиментальности  с уклоном в душещипательность, философии с политическим уклоном, поэтичности, историчности, любви к Парижу и Франции - от такого обладеть можно. Про бледных юношей со взором горящим, чья возлюбленная - Родина, без улыбки читать невозможно: юноши сами по себе хороши (хотя, возможно, не в моем вкусе), но пафоса-то, пафоса сколько! И моральных терзаний на пустом месте (на мой взгляд; раньше это явно воспринималось на полном серьезе) тоже хватает. При этом, надо сказать, иногда Гюго удавалось пробиться к моему сердцу даже сквозь эти километровые толщи пафоса, потому что в умении создавать образ и выжимать слезу французскому романтику не откажешь; и над чем подумать, тоже в общем-то есть; я даже увязала "Отверженных" с только просмотренными "Идеальными незнакомцами". В метафорах от Гюго тоже утонуть можно, и длинные абзацы, повествующие на разный лад об одном и том же, я тоже иногда пролистывала, но некоторые метафоры останавливали мой взгляд и впечатление оставляли. Короче, Гюго страшно, непростительно поэтичен и склонен к красивостям, и это, конечно, не каждому по душе; я сама отчасти к этим красивостям склонна, поэтому и добила его, думаю. Узнав о том, что прообразом что Жана Вальжана, что Жавера являлся один и тот же человек - легендарный Видок, предшественник Фрэнка Абигнейла, ловкий преступник и не менее ловкий полицейский впоследствии - я в своей голове добавила "Отверженным" психоделичности, соединив обоих героев в одного персонажа, и в итоге у меня получился просто трэш какой-то, но хоть градус патетичности сбила.

Однако, что касается тех самых героев, то на них все и держится. Считаю, что благодаря узнаваемости, растиражированности и прочему (но главным образом благодаря душе, которую вложил в них автор) они на самом деле вошли в мировую сокровищницу культуры (и параллельно должна заметить, что растиражированные образы из экранизаций порядком отличаются от оригинала; для меня это оказалось неожиданностью; особенно неожиданным было то, что всю дорогу бедолага Жан Вальжан описывается автором как старик).

Общие впечатления от Гюго можно сформулировать одной фразой: это было весело. :) Не то чтобы книжка особо веселая, а все равно - весело.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up