Книжки, в которых от первого лица рассказываются непростые истории из мальчишеской жизни

Apr 26, 2018 23:48




"Вся жизнь впереди" (Ромен Гари под псевдонимом "Эмиль Ажар")
Я знаю только два произведения Гари - "Обещание на рассвете" и вот теперь всю жизнь, которая впереди - и затык здесь в том, что почему-то мне сложно соотнести названия и романы: я никогда точно не знала, как именно называется то, что я читаю. То ли оба названия в целом могут подойти обоим произведениям - хотя каждая книжка яркая, между собой их спутать сложно - то ли тут еще какая-то загадка есть, но с названиями у меня полная засада. Но вот с собственно книжками...

"Вся жизнь впереди" - это история арабского мальчика Момо, сына женщины, которая "борется за жизнь" в терминологии персонажей (что означает "работать на панели"). Момо, который никогда не знал своих родителей, воспитывается мадам Розой в эдаком домашнем приюте для детей тех, кто "борется за жизнь", живет в трущобах, заселенными неграми по двадцать человек в комнате, евреями, арабами и мадамами, которые раньше были мусью, подворовывает, перебивается, как может, дебоширит для того, чтобы привлечь к себе хоть чуточку внимания, не понимает, почему у кого-то есть все (старость, уродство, нищета и болезни), а у других - ничего, и хочет стать сутилером (т.е. сутенером), ибо кем еще он может работать в таком возрасте. Книга, надо сказать, весьма забористая, вся из себя немыслимая и очень крутая не зря Гонкуровскую премию получила. Темой трущоб и тех, кто борется за жизнь, она напоминает Ремарка (только Ремарк гораздо лиричней и меланхоличней, чем Гари), а сумасшедшей смесью из любви и боли, детской беспечности и тяжкой нужды, из цинизма и глубоко спрятанной нежности и вообще мешаниной из всех противоположностей похожа прямо-таки на "Три билборда" (которые фильм): она такая же настоящая, и ее так же сложно разложить по полочкам, ибо как ты расщепишь на атомы саму жизнь, не погубив ее? Особый интерес здесь в том, что написана "Жизнь" неправильным языком, и это настолько уместно и так работает на атмосферу, что я получила настоящий кайф от всех этих неверно употребленных, но метких слов, криво состряпанных предложений, перевранных фразеологизмов... Ах да, и особенный пункт - это, конечно, безумный мультикультурный колорит и непередаваемый юмор, изобилующий шуточками на тему арабов и евреев, французов и, скажем культурно, мигрантов, французов и нацистов...

Замечательная вещь, прямо рекомендую. Я дочитала ее, потом пролистала немного назад и перечитала финал, потом пролистала назад еще подальше и опять перечитала, а потом снова повторила цикл, отмотав назад еще больше страниц. И, конечно, потом новую книжку открывать не хотелось: надо было переварить Ажара/Гари. Хоть я с его библиографией знакома мало, почти незнакома, можно сказать, но кажется мне, что переплюнуть такое сложно. Не удивлюсь, если "Жизнь" - его лучшее произведение.


"Судьба барабанщика" Аркадия Гайдара
Гайдара я в детстве, конечно, читала - ибо кто не читал хрестоматийных Тимура с его командой или Чука и Гека, ну и другие повести, идущие в довесок к этим? - но мне в голову не приходило почитать у него что-нибудь еще: его революционные настроения никогда близки мне не были, а манера письма казалась подчеркнуто простой, что тоже никогда интереса не вызывало. Однако набрела я недавно на отзыв на "Судьбу барабанщика", и так мне этот отзыв понравился, что "Судьба была внесена в список "почитать".

Прочитала очень быстро эту коротенькую повесть про мальчика-подростка, который жил-поживал с отцом и мачехой, потом с отцом беда случилась, да и мачеха своими делами занялась, и остался мальчишка один в квартире куковать. И, знаете, прямо интересно, Гайдар тут почти как Хичкок (надо для общего развития хичкоковские фильмы посмотреть, кстати) нагнетает саспенс и все недоговаривает и недоговаривает, и в общих чертах происходящее вроде бы и понятно, но детали все равно покрыты туманом... Короче, "Судьба барабанщика" - книга, в которой есть тайна, и этим она хороша. Даже уже дочитав до конца, интересно пролистать назад несколько десятков страниц и еще раз взглянуть на события - то ли под другим углом, уже зная финал, то ли просто взглянуть, потому что напряжение от знания финала никуда не девается. В общем, неожиданно понравилось, хотя тут хватает и революционности, и простоты. Гайдару ни в любимые, ни в читаемые авторы не попасть, но что-то в нем есть.

ИМХИ по книжкам

дети, книги

Previous post Next post
Up