"Крупная рыба" (2003)

May 04, 2020 11:41

По киноблогам я твердо усвоила, что имя режиссера Тима Бертона и слова "упоротость", "шикарный визуал" и "психоделика" - синонимы. Именно по этим причинам никогда не интересовалась его творчеством, хотя и умудрилась посмотреть одно кинцо его авторства ( "Дом странных детей" по одноименной книжке, и причина тут была в книжке). Но как-то случайно набрела на трейлер бертоновской "Крупной рыбы" и поняла, что хочу "Рыбы". :) Отчасти меня привлекло то, что скрывается за прицепленным к посту тэгом "сценическая магия", то есть кадры про цирк, но в большей степени - балансирование на грани между реальностью и миром воображения, которое явно читается уже в трейлере.

Что мы в итоге имеем. Имеем мы очень простую в сюжетном плане историю о простом парне, который вполне в духе народных сказок проходит весь полагающийся герою сказок путь: уход из дома в поисках счастья, испытания, помощь людям (или странным существам), которые потом в нужный момент помогают ему, и даже финал "жили они счастливо до конца своих дней". Параллельно эту же историю можно прочитать с точки зрения сына, и тогда "Крупная рыба" получается фильмом о сложных отношениях между родителями и взрослыми детьми и даже - о жизни с отцом-экстравертом. Каково это - иметь папу, которого все любят за умение общаться, за расточаемую направо и налево помощь, за его талант рассказчика; папу, который носится везде и рассказывает фантастические истории о том, что с ним в этом везде случилось, и при этом жить с уверенностью, что носится по миру он потому, что дома ему просто скучно.

Впрочем, снято много фильмов об отсутствующем - и в большинстве случаев найденном к финалу - взаимопонимании между людьми, между поколениями, между отцом и сыном. Чем же "Крупная рыба" отличается от своих собратьев? А вот тем самым балансированием между будничной жизнью и мифом, между рутиной и фантазией и, как следствие, тем, что вопросов после кино остается больше, чем ответов. Какая из версий любого события является настоящей? Настоящее - что это вообще такое? Почему время и события "Рыбы" в каком-то смысле замкнуты в кольцо? Почему одни и те же герои могут присутствовать в кадре в разных ипостасях? Почему мирный городок, дружелюбные жители которого похожи на хоббитов своей любовью к хорошей еде, веселью и танцам, рождает смутную тревогу? Побывал ли герой в потустороннем мире, причем неоднократно, или это только кажется? Верите ли вы вместе с главным героем предсказанию, которое он получил еще в детстве? Три отроческих года, которые он провел в постели, - что это было на самом деле (и что такое это "на самом деле")? Откуда берутся ведьмы? Головокружительно - и просто красиво. Статья про фильм в Вики дает в общем-то однозначный ответ на ключевые вопросы, но я никогда не любила однозначность, если дело касается мира фантазии, и прелесть "Рыбы" в том, что даже после категоричной Вики простор для трактовок и вопросов остается.

И немного З.Ы. на разные темы:
- если бы не эти танцы на грани, "Рыба" была бы стандартным и поэтому скучноватым фильмом в духе "за все хорошее против всего плохого"; Бертон, на мой взгляд, своим специфическим взглядом на мир смог вдохнуть жизнь в типичный голливудский голливуд;
- весь фильм я принимала Хелену Бонем Картер, которая играет супругу Георга VI в "Король говорит", за Кейт Уинслет и очень удивилась, почитав список актеров и узнав, что Уинслет в картине не снималась; вам тоже кажется, что эти актрисы похожи?
- Мэттью МакГрори, сыгравший великана Карла, на самом деле отличался громадным ростом (2 метра 29 см), странной осанкой и странными чертами лица. Увы, вскоре после выхода фильма он умер, не дожив до 33 лет.

К отзывам на фильмы

сценическая магия, кино

Previous post Next post
Up