Клинт Иствуд как режиссер в последние годы специализируется на академичных лентах по реальным событиям о вечных ценностях и о гражданской позиции, из которых я видела
"Чудо на Гудзоне" и вот сейчас посмотрела "Джуэлла". В оригинале, кстати, фильм называется просто "Ричард Джуэлл", и это, по-моему, по-другому расставляет смысловые акценты: "Дело" в первую очередь о судебном процессе (или о поступке Джуэлла), а "Ричард Джуэлл" - о человеке.
Кто понял жизнь, тот не спешит, как сказал мудрец (или "ходит не семеня", как переформулировал иркутский шаман). Иствуд в свои почти девяносто жизнь определенно понял и не семенит вообще ни разу, неторопливо рассказывая историю Джуэлла - довольно странного мужчины лет тридцати, который отличается верой в закон и порядок, занудством, склонностью в точности следовать инструкциям, превосходной памятью и наблюдательностью, услужливостью, физической и моральной мягкотелостью, а еще большим лишним весом, что не прибавляет ему симпатий коллег и знакомых. Я, кстати, весь фильм думала, есть ли у Ричарда какие-то отклонения в психическом развитии, находится ли он на грани или просто такой несообразительный и малокоммуникабельный, и так ничего и не придумала. Но дело не в этом, а в том, что работая охранником в парке во время летних Олимпийских игр - 1996 в Атланте, Ричард заметил у скамейки подозрительный рюкзак, невзирая на насмешки вынес всем мозг на тему "давайте действовать по протоколу и вызывать саперов" и затеял подготовку к эвакуации, а рюкзак-то оказался действительно подозрительным и рванул, и тут-то заблаговременно начатая эвакуация и спасла много жизней. Несколько дней Ричард не сходил с экранов и заголовков как герой, а потом из-за утечки в СМИ в общем-то непроверенной информации так и остался в телеке и газетах, но уже как подозреваемый, из-за чего был вынужден обратиться к шапочно знакомому адвокату (в исполнении Сэма Рокуэлла, который был одним из поводов фильм посмотреть).
Визуал у "Джуэлла" прекрасный, хотя и не без стерильности. Киношные Ричард Джуэлл и его мать очень похожи на своих прототипов. В фильме используются реальные записи с той Олимпиады и отрывки из посвященных Джуэллу новостей (кое-где, кажется, условным камео появляется на экране внутри экрана и настоящий Джуэлл). Не пойму, то ли эти вставки разбавляют клинтовскую академичность, то ли усугбляют ее; но в любом случае прикольно. Особенно когда момент расследования запараллелен с олимпийским легкоталетическим забегом. Атмосфера Олимпиады передана отлично: даже если тебе эта тема уже давно безразлична, все равно при взгляде на вспыхивающий факел и радостных людей сердце перестукивает. В плане художественности и образов "Джуэлл", ИМХО, стандартен: смотреть приятно даже несмотря на предсказуемость, после просмотра в памяти остается в основном задиристый адвокат из-за личных симпатий к Рокуэллу. Есть несколько трагикомичных моментов, которые сильно оживляют повествование, но их правда всего несколько. Самыми яркими показались эпизоды, в которых адвокат только начинает защищать своего клиента, а клиент своим поведением вставляет ему палки в колеса - неспециально, но выглядит это так, как будто специально. Лучше всего об этом устами адвоката и говорится: твоя вина только в том, что ты похож на психологический портрет потенциального террориста, но ты делаешь все для того, чтобы походить на него еще больше.
В общем, фильм проходной, я считаю. Для любителей Иствуда и историй по реальным событиям. Мне после отзыва во френдленте посмотреть захотелось, я посмотрела, гештальт закрыла.
К отзывам на фильмы