Лиза Томпсон, "Стертый"
Это современная подростковая повесть о мальчике, на которого так ругались из-за его проказ, что однажды он пожелал, чтобы его не было, и вот его "стерло" из жизни. Привлекла меня идея, в которой я углядела что-то томсойеровское: вот обижаете вы меня, а я притворюсь погибшим и посмотрю, как все будут плакать на моих похоронах. Поэтому за книжку я взялась с осторожным энтузиазмом, потом стала читать без энтузиазма, потом - пролистывать странички, чтобы уж дойти до финала. Можно было бы и бросить, но я решила дочитать, чтобы ругаться обоснованно.
Претензии ровно те же, что к ругаемой в прошлом посте
"Люкке" плюс еще несколько, связанных со спецификой детской литературы. Из общих - отсутствие логики в сюжете и поступках героев, занудные регулярные "намеки", никакие герои, общий истерический фон (ну, в моем восприятии), а из "детских" - тупые шутки типа "рыгнул в лицо" и подлаживание под ребенка вместо нормального разговора о детской жизни. Справедливости ради замечу, что финальный поворот с одним из второстепенных персонажей оказался для меня неожиданностью, но неожиданностью, прямо скажем, неинтересной. И опять-таки посыл у книжки вроде бы ничего: переживание ребенком разлада между родителями, проблемы дружбы со сверстниками, товарищество со взрослым другом-отшельником, но... но зачем так топорно и плакатно об этом писать?
И еще я тут узнала, что у хрестоматийного квеста нашего детства "В стране Невыученных уроков" от Лии Гераскиной есть аж два продолжения. Перечитала первую часть - аж дважды, потому что мне сначала попался какой-то сокращенный вариант, о чем я догадалась ближе к финалу и из-за чего потом нашла в инете книжку с такими же картинками, что стоит в родительском шкафу, и перечитала "Страну" еще раз. Вот так вот, два раза в течение суток. Бешеная популярность у произведения. Получилось ностальгически и приятно. И, по-моему, у Гераскиной эти приключения по стране Невыученных уроков вышли вполне себе остроумными: и в плане юмора смешно, и сюжет на ошибках Вити Перестукина построен логично - по сказочным законам, но логично, - и прием "ненадежный рассказчик" отличный. Витя искренне убежден, что это не он не знает очевидных вещей, а просто весь мир настроен против него, и именно поэтому учителя с ним не соглашаются, взрослые делают замечания, одноклассники на другой стороне баррикад и даже собственный кот имеет к нему какие-то претензии. Однако в ходе волшебного путешествия и Витя сам переосмысливает события и проговаривает это словами, и (юный) читатель может сам допетрить до сути - да еще, глядишь, раньше Вити.
А вот в следующей части этого приема нет, и она сразу превращается в ходульный бред сивой кобылы и занудное морализаторство. Полное сюжетное повторение (только маленькие дети могут не понять, что это самоповтор), вымученное притягивание за уши каких-то сюжетных ходов к учебным темам и супер-твист "двоечник Витя Перестукин стал хорошо учиться, а вот его подружка Люська - нет, а еще бывший отличник Женьчик скатился на двойки, и щас Витя Перестукин всех спасет". Бросила и за третью часть даже браться не стала.
Кстати, в первой части обнаружился нечитанный мной кусок про ошибки Вити на уроках истории: то ли он был целомудренно вырезан из советской книжки из-за упоминания храма Василия Блаженного, то ли просто дописан позднее; и я склоняюсь ко второму варианту, потому что, во-первых, отрывок с ряжеными героями показался мне таким же вымученным, как вторая часть, а во-вторых, в первых несказочных главах все сделанные ошибки упоминаются хотя бы мимоходом, и странные реалии страны Невыученных уроков получают обоснование, но про урок истории при этом нет ни слова.
А закончу пост про детские книжки впечатлениями про рассказы Носова. Положительными впечатлениями, потому что мне случайно попался в инете на глаза один из его рассказов (кажется, по Мишкину кашу... или даже это было лишь упоминание о нем), и я тотчас нашла сайт-аналог сборнику рассказов и залипла. Чтение опять же вышло ностальгическим, потому что в детстве я свою книжку зачитывала до дыр, но вдобавок к ностальгии с высоты сегодняшнего дня я от души насладилась тем, что называю признаками эпохи. Я не помню ни дат жизни Носова, ни тем более датировки его рассказов, но по духу рассказов как-то совершенно очевидно, что в большинстве из них речь идет о довоенных годах. С большим удовольствием "почитала про эпоху".
ИМХИ по книжкам