Андрей Платонов, рассказы

Dec 06, 2020 15:48

Андрей Платонов обладает очень странным стилем. Вики называет этот стиль "самобытным", "нескладным" и "не имеющим аналогов в русской литературе", и я полностью согласна со всеми характеристиками. Особенно с последней. В качестве продолжения мысли моего предыдущего литературного поста про "Сыновей и любовников" это как раз тот случай, когда стиль подчеркнуто примитивный, подчеркнуто неправильный, с сознательными нарушениями грамматических правил и правил сочетаемости слов... но воспринимается все это совершенно естественно, как будто так и надо. Да еще эти неправильность и простота словно вводят в легкий транс. Я не люблю Платонова, он мне не близок, и многие вещи у него очень грустные или просто страшные по сути, но он заворожил меня с первого рассказа в хрестоматии за начальную школу (наверное, это был "Неизвестный цветок"). Я точно помню, что сама тогда особо ничего не поняла про этот цветок и что странная форма повествования, так не похожая на то, что встречается в обычных книжках, меня тогда напрягла... но формулировки околдовали. Потом была еще история про мальчика - первенца в многодетной семье, который должен был следить за младшими, пока мать возилась по хозяйству, - и она меня уже зацепила и сюжетом, и относительным созвучием (детям все же понятнее про детей, а не про цветы), но впечатление околдованности было сильнейшим и там.

Помня об этом впечатлении, я решила Платонова перечитать. Небыстро, но нашла нашла рассказ про мальчика: гугл оказался несговорчив и по моим не связанным между собой элементам выдавать произведение отказывался; искала же я через "Захара" (одного из мальчиков точно звали Захаром, вот только я не помнила, главного героя или его брата), "тележку" (мальчик катал младших в тележке) и "Платонова". Нашла в итоге просто через весь каталог платоновских рассказов; оказалось, меня интересовал "Семен". Страшный своим бесстрастием рассказ о крайней бедности, о смерти, о семилетнем Семене, который по просьбе умирающей матери должен быть заменить своим младшим маму. На Фантлабе, кстати, у рассказа стоит метка "транссексуализм" - а все потому, что ребенок воспринимает все буквально, и "заменить мать" он понял как "надеть материнское платье и взяться за материнские обязанности по готовке и уборке"; и, к слову, мамино платье добавило ему авторитета у мелких, которые тотчас стали его слушаться. Ставящий метки искусственный интеллект за гранью маразма, по-моему.

Еще "Юшку" перечитала, который у меня почему-то крепко связан в сознании с короленковским "Парадоксом". Может быть, потому что в той же хрестоматии был... только уже за среднюю школу. Может, потому что в центре повествования - странные мужики (вообще не похожие друг на друга ничем, кроме странности в глазах обывателя, но детскую ассоциативную цепочку не разбить). И "Еще маму" перечитала - про первоклашку и его первый день в школе. Самое светлое из всего читанного платоновского, хотя какой-то ледяной подтекст, по-моему, есть и в истории про добрую и пахнущую хлебом учительницу. Впервые прочитала "Третьего сына" - о похоронах старухи-матери, на которые со всей страны съехались шестеро сыновей. Что сказать, не знаю. Типичный Платонов. Отстраненный до такой степени, будто никакого автора в тексте и нет, и в то же время с неповторимыми интонациями. Наверно, это сочетание несочетаемого, эта загадка в нем и цепляют. Потому что ни о каком удовольствии от чтения и речи не идет.

ИМХИ по книжкам

интернеты, дети, книги

Previous post Next post
Up