Людмила Улицкая, "Бедные родственники" (сборник рассказов)
Хотя я всячески выражала свое недовольство атмосферой улицких рассказов, взяла вот и еще прочитала - и аж целый сборник к тому же. Ну что сказать. Атмосфера мне по-прежнему люто чужда, сложно представить что-то более антагонистичное... то есть можно, конечно, это просто формула речи. Но сложно. :) Однако то, как пишет Улицкая, мне страшно нравится: неровно, неакадемично, живо, рвано... очень образно. И структура сборника очень понравилась: при желании можно нарисовать схему отношений и родственных/социальных связей между большинством героев, потому что главное действующее лицо одного рассказа один раз и мимиходом упоминается в другом, но этого достаточно для того, чтобы в мозаике появился еще кусочек информации; этим сборник Улицкой похож на
сборник рассказов Шервуда Андерсона. Еще цепляет сочетание экзистенциальности и жуткой бытовухи. И точная передача эпохи, конечно: собственно, понятно, почему Улицкая так популярна - люди читают и ностальгируют о себе или о детстве и родителях. А еще у меня несовпадение с верхними комментами под книжкой: комментаторы там радуются тому, с какой любовью и нежностью автор пишет о своих героях, а я вижу в этом не любовь и не нежность, а ледяную пустоту Сартра, только несколько ослабленную. На мой взгляд, мир Улицкой нехорош, люди нездоровы, и когда я вижу блики этого мира в реальности, то начинаю задыхаться. Тем не менее ради филологического удовольствия еще что-нибудь почитаю наверняка, хотя и не прямо сейчас.
Дина Рубина, "Двойная фамилия"
История о том, как у супружеской пары не было детей, а потом вдруг родился сын и что из этого вышло, а еще о том, что бывает, когда люди не разговаривают и разговаривать не хотят, но зато хотят что-то придумывать за другого в своей голове, что написано в конце просто капслоком. Американские горки в плане сюжетных поворотов и готовая иллюстрация к теории привязанности Петрановской в плане психологии. Отличная форма: все повествование ведется от первого лица, но это два человека, то разговаривающие друг с другом, то один из них обращается к собеседнику мысленно. Выглядит как хаос, но на самом деле круто, я люблю такое. Отличный ритм и, хм, временной рисунок с возвратами назад, со скачками вперед, когда читателю предъявляется что-то очевидное для рассказчика, но неизвестное читателю (и если бы это был разговор, то можно было даже раздраженно сказать "стой, какая женщина, ты о чем?"), а потом становится понятно, что к чему. Тоже такое люблю, это как танец.
Еще у Рубиной до этого я не один раз читала "Терновник". Шипастый "Терновник", что еще о нем можно сказать. И еще что-нибудь почитаю.
А еще я начала сборник Джоанн Харрис "Чай с птицами" и что-то подзавязла, но непосредственно с книгой это не связано. Мне сразу понравилось, что в предисловии она ссылается на рассказ про метро, автора которого не помнит; автора не помню и я, но он у меня записан тут: "
Лист Мебиуса". :) Первый рассказ "Вера и Надежда идут по магазинам", о побеге двух бойких дам из дома престарелых в шопинг, понравился и дал понять, что за сборник я взялась не зря. "Сестра" и "Гастрономикон" показались не то что послабее, а... без второго дна: разок прочитать можно, но без оглавления я даже не вспомнила, о чем они были. А на следующем "Мираже" я как раз и остановилась. Посмотрим, посмотрим.
ИМХИ по книжкам