Книга, выбранная по имени автора и по аннотации и преподнесшая мне несколько сюрпризов. Будь у нее условно закрыт автор, я бы не догадалась, что это та же Страут, что написала
"Оливию Киттеридж": то ли другой переводчик такую роль сыграл, то ли правда книга написана совсем в другом стиле... А еще у "Мальчиков" такой нудный и банальный пролог, что я, читая его, прямо расстроилась и уже подумывала бросить весь роман, но, к счастью, с началом основной части манера повествования изменилась. О существовании пролога, к слову, я вспомнила только что, открыв книжку на предмет уточнения переводческого имени.
Не могу не сравнивать "Мальчиков" с "Оливией" в плане стиля и способа изложения, и так вот: "Мальчики" показались мне более... фрагментарными? мозаичными? из-за постоянного переключения с одного героя на другого. "Оливия" - при том, что она представляет собой сборник рассказов - парадоксальным образом оставила после себя более целостное впечатление (это не означает, что одно лучше другого, но просто впечатления действительно разные). Еще "Мальчики" не то чтобы написаны в юмористическом ключе, нет; но в них много смешных и точных формулировок, забавных наблюдений, и несмотря на то, что в целом повествование не особо веселое по сути, читается книга с улыбкой.
О чем же "Берджессы"? О троих Берджессах, которым около пятидесяти: старший Джим - успешный юрист, отец и семьянин. Младшие, близнецы Боб и Сьюзан, имеют за спиной по разваленному браку (у сестры от него остался болезненно робкий сын Зак, а Боб выступает только в амплуа дяди для своих племянников) и в профессиональном плане тоже звезд с неба не хватают. Сьюзан продолжает жить в городишке своего детства, а братья благополучно свалили в Нью-Йорк, но для помощи сыну Сьюзан, который вляпывается в проблемы, им приходится возвращаться в родительский дом. И тут уже можно узнать Страут, чьим лейтмотивом в творчестве являются все виды семейных отношений - между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между настоящими и бывшими супругами... Затрагивает она и проблемы опустевшего гнезда, и личностных и брачных кризисов, и ментальной и эмоциональной зрелости, и роли детства в жизни человека, и даже сложности жизни мигрантов попадают в ее объектив: основной сюжетный ход строится на поступке Зака по отношению к сомалийским беженцам, и, читая про сомалийскую диаспору, я не без труда постоянно выбивала из головы образы пиратов из
"Капитана Филлипса" (по этим стереотипам Страут тоже проезжается).
Что еще можно сказать о книжке. Что почему-то бросился в глаза хронометраж повествования - временные скачки, иногда довольно внезапные. Уместные, и понятно, почему все идет именно так, но от ощущения внезапности я все равно отделаться не могла. Также я не могла отделаться от ощущения, что вижу швы, которыми сшито повествование: оно сшито хорошо, и образы перекликаются там, где надо, и разные куски ткани подходят друг другу, но вот само лицезрение швов... Впрочем, это субъективно. Образность и психологичность хороши, местами прямо удовольствие получила. Но в целом "Берджессы" прочитались ровно, хотя и напряжение интриги там есть, и душевный финал вывозит. В общем, из двух читанных произведений Страут я скорее перечитаю "Оливию", чем "Мальчиков".
Ну а суть романа заключается в этой цитате:
- Есть у тебя семья. У тебя есть жена, которая тебя ненавидит. Есть дети, которые на тебя злятся. Есть брат с сестрой, которые тебя бесят. Есть племянник, которого все считали дурачком и который теперь вполне нормальный. Это и есть семья.
ИМХИ по книжкам