"Окно во двор" (1954)

May 01, 2023 13:29

Давно хотела посмотреть, и вот оно случилось. Очередной разрыв шаблона в том плане, что о Хичкоке у меня устойчивые стереотипы на тему его зловещести, и не оправдываются они ни разу. Вроде как он известен как мастер саспенса (ура, выучила, как слово пишется), и так это мнение на меня влияет, что каждый раз (уже третий, это мой третий хичкоковский фильм) я поражаюсь, до чего его произведения легки, наполнены юмором и, я бы сказала, жизнерадостны. И не понимаю, почему у "Окна во двор" на Кинопоиске стоят тэги "триллер, детектив": я бы назвала это комедийной мелодрамой в обертке наивного детектива, хотя формально - ну да, триллер и детектив *с сомнением в голосе*. Вероятно, по меркам семидесятилетней, Карл, давности это была вовсе не наивность, но из 2023 года и расследование, и художественные приемы выглядят именно так. Однако при всем этом история фотографа, который сломал ногу и поэтому, будучи закованным в громоздкий гипс, вынужден сидеть дома и развлекаться подглядыванием в соседские окна, распахнутые настежь по случаю нестерпимой жары, смотрится свежо и в то же время несет в себе дух эпохи, которой повезло быть запечатленной камерой.

К сюжету у меня не то чтобы вопросы, но некоторое недоумение есть. Наблюдая за соседями, фотограф в какой-то момент приходит к выводу, что в одной из квартир совершено убийство. Естественно, он начинает беспокоиться, делится своими мыслями с девушкой, которая хочет за него замуж, с другом-детективом и с навещающей его процедурной, мы бы сказали, медсестрой, и эта его команда, способная перемещаться за пределами одной комнаты, начинает расследование, и вот к расследованию-то у меня и вопросы, которые я прячу под спойлер.

[спойлер]И тут мне кажется, что с одной стороны Хичкок словно повторяет прием из "Леди исчезает", когда один здравомыслящий и неравнодушный человек добивается установления истины, хотя ему никто особо не верит и все против него (особенно поначалу). С другой, можно сказать, что главной неожиданностью оказалось то, что герой-то все-таки прав, все я ждала, что все окажется не тем, как кажется, уж очень шаблонными выглядят подозрения, а сбор улик кажется ходульным... И вдруг вот такой банальный финал, как кто-то написал в реце на Кинопоиске, и я с ним согласна. Не пойму, это реально "так тогда было принято" или режиссер пошутил. И напряжения "аааа, почему герою никто не верит??" я не почувствовала. В отличие от как минимум одного аналогичного момента в "Леди исчезает".


В остальном же впечатления у меня приятные и положительные. Очень пришлась по душе идея камерности с ее принципом единства времени, действия и места, который соблюдается почти полностью, только какие-то события как бы происходят за кадром. Декорации, изображающие настоящий манхэттенский двор и долгое время имевшие титул самых масштабных декораций Парамаунта, внушают: с одной стороны, все же видно, что это декорации, но немножко, и это даже мило, а еще они напоминают детские представления о том, как устроены дома и квартиры, и поэтому попадают куда-то глубоко в бессознательное. С другой стороны, художественное пространство двора и (не)добрососедской жизни с помощью такой подчеркнутой (?) схематичности и условности точно создано. Диалоги отличные, с двойным дном, с настроением, с юмором и все такое. Авторский (режиссерский?) юмор тоже прекрасен, особенно в сцене, где на лицо героя падает зловещая тень, а потом оказывается, что это его девушка поцеловать хочет... но есть нюанс: это девушка, которую герой не хочет в жены, и эта тема (не)желания брака развивается тоже отлично. Хотя если так посудить, то то, что преподносится в конце как отношенческий хэппи-энд, с моей точки зрения хэппи-эндом вовсе не является. Второстепенные линии, их развитие и завершение, объем их представленности и четкость смыслов - тоже прекрасно, и вот их хэппи-эндовость как раз таки мимими. Почитала еще про съемки, оказалось, что хитрый Хичкок использовал эффект Кулешова, когда за одним и тем же кадром "актер смотрит куда-то" следует то зловещая сцена, то милая, и зритель видит на лице актера разные эмоции - в зависимости от того, что следует. Про хичкоковский стеб "зрители подсматривают за героем так же, как герой подглядывает за соседями, и в этом и заключается смысл киноискусства" тоже отлично (это тоже вычитано... точнее, выявлено после чтения, потому что уравнивание зрителя с героем подсознательно отмечается и в процессе просмотра).

Короче, внезапно Хичкок - это для хорошего настроения. Уверена, что продолжу осваивать его фильмографию (ну вот только насчет "Психо" не уверена, как писала в комментах к посту о "Веревке"). А фильму яркая и радостная семерка на Кинопоиске.

К отзывам на фильмы

кино

Previous post Next post
Up