Рязанская Мещера, часть 3: памятники Касимовского и Сасовского районов и музей пгт Шилово

Dec 19, 2022 17:38

Один из дней касимовской поездки мы посвятили выезду в Сасовский район. Главной целью были живописные руины конезавода в Каргашино, но по пути увидели много всего интересного, о чем и расскажу ниже.

На выезде из Касимова на правом берегу Оки находится село Бабино-Булыгино, где в 1740 г на месте деревянного храма выстроили каменную церковь Спаса Преображения. Вокруг расположено старое кладбище.
До следующего пункта программы - села Перво - путь недолгий, хотя по таким дорожкам, какими этим летом встречала гостей Рязанская область, ехать пришлось небыстро. Церковь Рождества Богородицы выстроена в 1720 г при помещиках Засецких. Это старейший памятник села, отличающийся относительно архаичной архитектурой и белокаменными вставками.
Чуть поодаль среди зарослей можно отыскать заброшенный комплекс построек усадьбы помещиков Гильдебрандтов - последних владельцах имения. Сохранился усадебный дом, въездные павильоны и каретник, выстроенные в нач. XIX в в стиле классицизма. Нынче все это пребывает в заброшенном и полуразрушенном состоянии.
А вот церковь святого мученика Диомида, выстроенная в 1847-1861 гг в византийском стиле, вполне цела. Внутри, конечно, немного пустовато, но лепнина и росписи сохранились относительно неплохо. От церкви открываются прекрасные виды на долину Оки, которая здесь настолькоо широкая, что самой реки не видно.
Также по дороге у нас оказалось село Балушевы Починки, где сейчас реставрируется церковь Воздвижения Креста Господня (1869 г). Эклектичный храм не слишком интересен архитектурно, но место здесь красивое: рядом живописная долина Оки, куда мы тоже спустились.

Одним из интереснейших памятников Касимовского района можно считать деревянную мечеть 1880 г постройки в селе Подлипки (татарское название Шырын). Когда-то деревянных мечетей в этом лесном краю, частично населенном касимовскими татарами-мусульманами, было несколько, но до нас в целости и схранности дошла только эта.

Бабино-Булыгино. Церковь Спаса Преображения (1740 г).


Спасо-Преображенская церковь со стороны михраба (так и хочется написать: апсиды).


Чугунные кресты на кладбиже в Бабино-Булыгино.



Перво. Самая старая церковь Рождества Богородицы, выстроенная в 1720 г при помещиках Засецких.


Храм Рождества Богородицы со стороны апсиды.


Колокольня Богородицерождественской церкви в Перво.



белокаменные детали храма.


Церковь святого мученика Диомида, выстроенная в 1847-1861 гг, находится чуть дальше.


Внутри сохранились росписи и лепнина II пол. XIX в.


Росписи поближе.


И еще живопись из этой церкви.



Руины каретника (нач. XIX в).


Ворота каретника поближе.


Усадебный флигель помещиков Гильденбрандтов.


Въездной павильон нач. XIX в.


Деталь и декор въездного павильона.


Фотография не передает всей красоты видов на долину Оки из села Перво.


В Перво встречаются старые кирпичные дома кон. XIX в.


У некоторых кирпичный только фасад - с характерным декором.


Церковь Воздвижения Креста Господня (1869 г) из села Балушевы Починки оказалась у нас на пути.


Она же со стороны колокольни.


Белокаменный портал храма. Реставрация сохранившенося иконостаса Крестовоздвиженской церкви.



В Балушевых Починках доехали также до самой Оки.


Село Подлипки (Шырын). Деревянная мечеть (1880 г) и ее михраб.



Культовые сооружения в татарских селах Касимовского района на 1914 год на карте (из музея Касимова). Многие из этих мечетей были деревянные. Часть, говорят, сохранилась, но в сильно перестроенном и практически неузнаваемом виде. Целую (и даже действующую) деревянную мечеть мы нашли только в Подлипках.


Историческая застройка села Подлипки (Шырын).


Уникальная деревянная мечеть в селе Подлипки (1880 г) (татарское название Шырын).


Заглянув в село Пёт, обнаружили, что реставрация церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (1912-1913 гг) завершена. Это один из лучших образцов новгородского стиля в модерновом изводе во всей стране. Внутри работы еще много.

В селе Каргашино Сасовского района сохранились руины обширного усадебного комплекса помещиков фон дер Лауницев. Особенно впечатляет конный двор, чей белокаменный декор совершенно восхитителен. Рязанская область вообще славится своими конными дворами и конезаводами, выстроенными в стиле неоготики, - их здесь множество (см. Старожилово, Соха и Большая Алешня, Новотомниково и т.д.). Но каргашинский, наверное, один из лучших. Помимо конного двора, здесь сохранились служебные постройки, руины усадебного дома и здание сельской школы.

Село Пёт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1912-1913 гг) со стороны апсид.


Это новгородский стиль в модерне в его самом ярком проявлении.


Колокольня Введенской церкви тоже очень своеобразна.



Каргашино. Руины конного двора (сер. XIX в) помещиков фон дер Лауницев.


Самая красивая часть двора - этот фасад, украшенный белокаменными вставками.


Белокаменный декор конного двора поближе.



Башня конного двора.


Руины главного дома усадьбы фон дер Лауницев (сер. XIX в).


И это бывший главный дом.


Декор главного дома - и здесь белокаменные вставки.



И еще декор в деталях.


Хозяйственные постройки тоже когда-то были очень хороши.


Здение школы (нач. XX в) также построено на деньги фон дер Лауница.


Каргашино. Руины конного двора с фасадом, украшенным белокаменным декором (сер. XIX в).


Райцентр Шилово заслуживает посещения по двум причинам: во-первых, здесь сохранилась краснокирпичная Успенская церковь с белокаменными вставками (1864 г), во-вторых, в местном музее представлена одна из лучших в России коллекций финно-угорской археологии. В Шиловском районе были раскопаны богатейшие неразграбленные погребальные курганы рязано-окских финно-угров - предков племен мещера, меря, мурома и народа эрзя. Много здесь и иных археологических находок (оружие, орудия труда и т.д.). Есть витрины с более поздними находками из захоронений мещеры и муромы. Удивительно, что большинство этих артефактов остались в музее скромного пгт - правда, лет 15 назад здесь для него на средства Газпрома было выстроено достойное здание. Честно говоря, я не припомню, попадалось ли мне еще где-то настолько богатое собрание финно-угорских древностей: такое впечатление, что нет (не считая, конечно, больших музеев). Помимо финно-угорских древностей здесь немного представлены предметы скифской, сарматской и даже позднеримской культуры.

Большой интерес представляют и другие экспозиции шиловского музея, посвященные местной этнографии, промыслам, крестьянскому быту, христианским и мусульманским (татарским) предметам культа, дворянским усадьбам. Проблема лишь в том, что этот интереснейший музей работает только в будние дни (о посещении в выходные нужно договариваться дополнительно).
Не обошлось и у нас без приключений. Еще по дороге в Шилово мы все-таки стали жертвой местных дорожных ухабов: погнули диск, попав колесом в одну из многочисленных ям. Потому посещение поселка пришлось начать с поисков шиномонтажа. Вопрос, впрочем, решился быстро и бюджетно, можно было вернуться к краеведению. Зная о замысловатом расписании работы музея, мы появились у его дверей во вполне урочное время, но все равно застали их закрытыми! Я разозлилась не на шутку, позвонила в местный комитет культуры и нажаловалась на нерадивых шиловских музейщиков. Ждать у моря погоды мы не стали, и отправились на паром, где тоже попали на перерыв! Вернувшись в Шилово, неожиданно обнаружили, что музей открылся! Очень удачное стечение обстоятельств, надо сказать, - не попасть сюда все-таки было бы очень обидно.

Женский головной убор - украшение из рязано-окских финно-угорских могильников (III-VII вв н.э.).



Неолитические памятники IV-II тыс. до н.э. с территории Шиловского района.



Женский убор Абашевской культуры (II тыс. до н.э). Комплекс женских украшений Городецкой культуры (V-I вв до н.э.). Это артефакты еще более древнего населения края.



Балтские и прзднеримские изделия III-VII вв н.э.


Элементы женского костюма из Рязано-Окских могильников (III-IV вв н.э.).



Эти же рязано-окские украшения поближе.


Женские украшения из могильников III-IV вв н.э.


Нагрудные бляхи с той же витрины.


Комплекс украшений мещерской женщины (XII в). Пектораль с шумящими подвесками (VII в н.э.).



Финно-угорские нагрудные украшения III-VIII вв.


Поясные накладки IV-VII вв н.э.


Римские артефакты: медальон Септимия Севера и символ власти (II-V вв н.э.).


Могильник III-VIII вв н.э.


Кольчуга I-IV вв н.э. Шлем VII-VIII вв.



И снова роскошные витрины с женскими украшениями из могильников III-VII вв н.э.



Оружие и шейная гривна V в н.э. Оружие поближе.



Женские украшения IV-VII в н.э. Эти фигурки похожи на иранские, которых много появилось в финно-угорском мире после прихода в Персию ислама в VII веке.



Реконструкция костюма и убор мещерской женщины (VIII-X вв н.э.).



Мещерские украшения VII-X вв н.э.



Рыболовные снасти мещеры. Накладки на одежду.



Находки из славянских христианских захоронений XI-XII вв. Надгробия татар-мишарей (XIV-XV вв).



Церковное облачение XVI-XVII вв.


Икона-складень XVII в.


Церковные курильницы


Продукция Мосоловского железоделательного завода XVIII-XIX вв.



Печные изразцы XVIII в.


Пивная бочка. Эфиопские книги и иконы (дар местной уроженки, проживающей в Африке) размещены в витрине, посвященной Николаю Гумилеву, род которого происходит из этих мест.



Лодка-долбленка XVIII в.


Паром через Оку к дороге в скло Ижевское. Паром, кстати, бесплатный.


Ока здесь широкая и красивая.


Россия, Ряз. Сасовский район, Ряз. Шиловский район, Ряз. Касимовский район, Рязанская область, охота к перемене мест, Ряз. Пителинский район

Previous post Next post
Up