Весна в Черноземье: чудо-музей Моршанска

Dec 02, 2024 22:56

Всем, кто устал от моей длинной северной саги, предлагаю перенестись на юг. Вернее, на юг-восток - в черноземные земли Тамбовской и Пензенской областей, где мы провели несколько весенних дней, отмеченных холодом, дождями и даже снегопадами. Что делать: путешествуем мы в любую погоду, все равно получилось довольно интересно. Но - приступим.

Наш путь в Моршанск лежал от трассы М5, с которой мы свернули в городке Шацк Рязанской области. Дорога эта сразу нам не понравилась, но то, что мы увидели дальше, оказалось еще хуже: местами и без того битый асфальт просто исчезал и превращался в почти непроходимые колдобины. Проблема в том, что путь до Моршанска совсем не близок - и тащиться по этим невыразимым говнам нам пришлось долго, нудно и печально. Порадовались, что хоть в Новотомниково более заезжать не надо: отворотка туда выглядела еще более устрашающе.
Добравшись до Моршанска, попали в какой-то циклон, засыпавший нас снегом (напомню, что дело происходило в середине мая) - впрочем, погода в ту пору везде стояла аховая. Прятаться от природных катаклизмов мы решили в музее: благо, музей этот был чуть ли не главной нашей целью в Моршанске. Находится он в историческом особняке - бывшем магазине верхнего платья купца Каверина (1899 г), стоящем на углу Советской улицы и Октябрьской площади. Стоит сказать, что эта поездка в Черноземье длилась 4 дня, но половина фотографий из нее сделана в этом музее.

Экспозиция музея размещается на двух этажах - и, мне кажется, будь здесь третий этаж, хватило бы экспонатов и на него. Моршанский музей, без всякого преувеличения, относится к лучшим провинциальным музеям России. Связано это с тем, что это один самых старых музеев такого рода в стране. Основан он был в 1918 году энтузиастом, художником и археологм-самоучкой П.П. Ивановым. Еще до революции он собрал внушительную коллекцию древностей, но вот музей смог открыть только при новой власти - причем, в самое тяжелое время. По нашему опыту, лучшие музеи в России были основаны либо еще до революции, либо в раннесоветское время, когда действовал принцип "кто первый встал, того и тапки". Этим и объясняется богатство музейной экспозиции моршанского музея: Иванову было разрешено изымать предметы из закрывающихся храмов (по сути, спасая их для истории). Думаю, и из разоренных дворянских усадеб он немало получил экспонатов. Ну а археологом Иванов и сам в свое время немало накопал. Многие экспонаты были музею подарены - возможно, по этой причине происхождение их часто неизвестно.

Дорога Шацк-Моршанск - одна из худших на нашей памяти за последние много лет. Это не худший ее кусок.


Магазин купцов Кавериных (1899 г), в котором сейчас размещается Моршанский музей.


Интерьер холла магазина.


Лестница на второй этаж.


Среди коллекций Моршанского музея есть совершенно уникальные (и неожиданные). В первую очередь, к таковым относится собрание церковной деревянной скульптуры - феномене, который принято связывать с Русским Севером или Пермским краем. Тем не менее, именно в черноземном Моршанске находится одна из лучших коллекций такого рода в России (говорят, вторая по размеру и качеству после Перми) - и состоит она из скульптур, собранных по храмам преимущественно Моршанского уезда. То есть явление это было для Тамбовских земель вполне обычное - и чем его объяснить, Бог знает. Возможно, причина кроется в том, что края эти издревле были населены мордовскими племенами. Крестили их еще в XVII веке, но, вполне может быть, что какие-то сохранившиеся древние языческие пережитки и верования и привели к столь широкому использованию деревянной скульптуры в местных храмах.
Есть в зале и собрание икон, самые старые из которых датируются XVI веком, что для провинциального музея очень неплохо. Да и качество этой коллекции довольно высокое.

Зал религиозной деревянной скульптуры Моршанского музея содержит вторую по размеру и значимости в России коллекцию религиозной скульптуры.



Царские врата кон. XVI в (Моршанский уезд). Св. Пантелеймон (нач. XVII в).



Николай Мирликийский (XVI в). Святые Георгий и Дмитрий (кон. XVI в).



Богоматерь Владимирская (XVI в). Господь-Вседержитель (рубеж XVI-XVII вв).



Царские врата XVII в из старообрядческой Успенской церкви. Архангел Гавриил XVII в оттуда же.



Из старообрядческой церкви также происходит Корсунская Богоматерь (рубеж XVII-XVIII вв). Рождество Богродицы с предстоящими (XVIII в).



Богоматерь Феодоровская (XVIII в). Страдания мученика Харлампия (II пол. XVIII в).



Воскресение Христово с 12 клеймами (XIX в). Деревянная икона "Великомученица Екатерина" (кон. XIX в).



Кресты нательные XV-XVI вв.


Литые иконки и кресты (XVII-XVIII вв).


Брачный венец и потир XIX в.


Литая икона "Успение" (XVIII в). Старообрядческая рукописная триодь (XIX в).



Моление о чаше - фрагмент книжного оклада. Святой ангел-хранитель (XVII в).



Царь царей с окладом (XVIII в).


Царские врата рубежа XVII-XVIII вв из Никольской церкви с. М. Пичаево. Фрагмент врат "Благовещение".



Оттуда же: евангелист. Брачный венец (XVIII в).



Христос в темнице (рубежа XVIII-XIX вв) из с. Кутли - тут даже темница сохранилась!



Никола Можайский XVII (см. фото) в в окладе 1911 г.



Христос в темнице (XVII в). Еще один Христос в темнице (XVII в) - из церкви в селе Новотомниково.



Саваоф (рубеж XIX-ХХ вв) из села Липовка Моршанского уезда - часть Царских врат.


Царские врата XVIII в из села Мамонтово Моршанского уезда (фрагмент...


...и общий вид). Фрагмент Благовещения с врат.



и еще фрагмент Царских врат.


Христос в темнице (XVIII в) из с. Богоявленское. И еще один Христос XVIII в.



Христос в темнице - самый частый сюжет церковной скульптуры. Этот XVIII в происходит из Федоровской кладбищенской церкви Моршанска. И еще Христос в темнице (XVIII-XIX вв, Москва).



Ангелы со свитками (II пол. XVIII в) и один из ангелов поближе.



Распятие рубежа XVII-XVIII вв из Казанской церкви с. Поминаевка. Кто-то видит в этих лицах мордовские черты, но это вполне может быть и своеобразная художественная манера.



Иоанн (XIX в из Покровской церкви с. Вышенка). Евангелисты с Царских врат (XVIII в).

 

Распятие XVIII в из Тихвинской церкви с. Канищево.



Из той же церкви происходят и эти Богоматерь и Иоанн Богослов (XVIII в). Николай Можайский (XVII в)



Потир, кадило и дарохранительница (рубеж XVIII-XIX вв). Киотный крест рубежа XIX-XX вв.



Эмалевые дробницы для оклада Евангелия рубежа XIX - XX вв.


Ангел со свитком (фрагмент) XVIII в - из храма Моршанского уезда.


От древней мордвы (мокшан) в Тамбовской области осталась также богатейшая археология, которая в изобилии представлена в археологическом зале музея. Чем-то это напоминает незабвенный музей в пгт Шилово - хотя, пожалуй, в Моршанске коллекция побогаче будет. В конце 1920-х гг под руководством П.П. Иванова в окрестностях Моршанска было раскопано 30 неолитических стоянок и несколько древнемордовских могильников. Найденные в них роскошные наборы женских и мужских украшений из потемневших медных и серебряных сплавов, конская сбруя и прочие артефакты в изобилии разложены по стеклянным витринам. Я никакого профессионального отношения к археологии не имею, но рассматривать их мне было очень интересно: финно-угорские средневековые украшения на удивление самобытны.

Моршанский музей обладает великолепной коллекцией средневековых мокшанских женских и мужских украшений IX-XVII вв.



Предметы из первых археологических раскопок, произведенных П.П. Ивановым.


Начнем с глубокой дрвности. Костяные гарпуны эпохи мезолита, найденные на стоянке Карельский бор. Наконечники стрел со стоянки Красное поле.



Скребки времен мезолита с тех же стоянок.


Керамика древней мордвы - автохтонного населения этих земель. Сармато-савроматский котел I в до н.э. (сарматы тоже отметились в Поволжье).



И еще керамика древней мордвы.


Мордовский застежки-сюльгамы и кресты тельники (XVII в). Ожерелья из арабских и персидских монет (VIII и X вв).



Первая впечатляющая витрина со средневековыми украшениями мордвы-мокши.


Некоторые из этих украшений поближе. И опять украшение средневековой мордвы-мокша (колты, ожерелье, фибулы, гривна).



Неожиданные декоративные накладки на обувь.


И еще накладки на обувь. Предметы домашнего обихода средневековых мокшан (гребни, пуговицы, ножницы и даже накосник с косой).



Амулеты с привесками в виде самоварчика, подковки, костей животных, коньков и креста, которые активно носили мокшане на поясе.


И еще забавные поясные амулеты.


Крылатые сюльгамы племенного вождя.


В витринах размещены великолепные коллекции украшений древней мордвы-мокши IX-XII вв.



Такие подвески вообще характерны для финно-угров вообще и мордвы, в частности.


И еще украшения из той же витрины.


Медное ожерелье.


И еще одно ожерелье более сложной формы.


Трубчатые ожерелья.


Комплекс предметов мужского древне-мордовского костюма (обратите внимание на пояс). Комплекс украшений древне-мордовской женщины



И него же: накладки муромского типа на обувь.


Поясной набор аланского типа со стилетом в ножнах и амулетами.


И еще один поясной набор.


И еще поясной набор.


Поясные накладки.


Фрагмент ожерелья с шумящей подвеской в виде конька.


Остальные экспозиции в музее тоже хороши, но они куда более традиционные и не так выделяются на фоне других музеев подобного уровня. В любом случае, мордовская и русская этнография, купеческий быт XIX - нач. ХХ вв, крестьянская утварь и народное искусство тоже заслуживают внимания.
Основатель музея Петр Петрович Иванов умер в 1942 году в своем кабинете, простудившись в неотапливаемом помещении. Однако, ни один даже самый завалящий экспонат сожжен в печи не был. И хотя с некоторых пор я считаю, что человеческая жизнь дороже произведений искусства и прочих артефактов, такая позиция ученого-энтузиаста не может не вызывать уважения.


Девичий костюм XIX в (рубаха панар, нагрудное украшение гайтан и пояс). Мордовский костюм I пол. XX в из села Вяземка.



Донце прялки XIX в. Горлатка (ларь) для хранения зерна (нач. ХХ в).



Костюм замужней крестьянки (рубеж XIX-ХХ вв). Мужской крестьянский костюм (нач. ХХ в): рубаха, порты, кушак).



Однодворческий костюм XIX в. (однодворцы - свободные крестьяне, потомки служилых людей). Рубели и вальки.



Узор на вальке.


Кукла, пряничная доска и солоница XIX в. Берестяной расписной туес XIX в.



Свадебный костюм XIX в. Женский и мужской праздничный костюмы XIX-XX вв.



Образцы вышивки "тамбовская чернь" (XVIII в).


Лубяной сундучок XIX в с росписью.


Персидский шлем (XVII в)...


...и щит.


Глухая поволжская "барочная" резьба встречалась и в этом регионе. Сначала такими досками украшались корабли


Лев - один из главных персонажей этой резьбы.


Модели барж


Замки, отмеченные именами мастеров и датами изготовления.


Сундук XVIII в. Уличный фонарь XIX в.



Кроншьейн XIX в для уличной вывески.


Купеческие портреты 1850-х гг.



Пожар Моршанска (худ. Н.Н. Чувилкин, 1875 г) - памятное здесь историческое событие, когла выгорел почти весь город.


Чернильный прибр XIX в.


Продукция моршанских изразцового и стекольного заводов (нач. ХХ в).



Оконный карниз с изображением символов просвещения и знания (рубеж XIX-XX вв).


Есть в музее и небольшая коллекция западного искусства, изъятого из местных усадеб. Зеркало в костяной раме XV в. Образы Христа и Девы Марии из мастерской Лимозен (XVI в, Франция).



Рыцарь, убивающий дракона (Европа, XIV в). Шкаф-поставец (Шотладндия, XVI в)...



...со сценой Суда царя Соломона


Ларец из Италии (XVI в).


Портрет папы Григория I (XVI в).


Крест (Германия, 1400 г). Каминные часы "Мушкетер" (XIX в).



Блюдо с гербом (Сиена, XVI в).


Диптих "Рождество Марии и Иоаким и Анна (Нижняя Бавария, 1520-е гг).


Буфет с монограммой (Италия, XVII в). Кафельные плитки из Дельфта (XVII в).



Панно "Благовещение" (Сиена, XVI в). Женские туфли (Маньчжурия, XIX в).



Диван (Китай, XVIII в).


Стол (Франция, XVIII в)...


...с панно "Купидоны, кормящие гусей)


Кресло (Россия, XIX в), стул (Венеция, XVIII в)...


...с сюжетом "Итальянец, наклонившийся еад кустом розы".


Фигурная ручка дивана.


Россия, Тамбовская область, Черноземье, музеи, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up