Психология детской игры. Как научить ребенка проигрывать?

Nov 02, 2012 09:19

 Для ребенка игра - это не «всего лишь игра», как часто с пренебрежением о ней говорят взрослые, это - вся жизнь.  Дети играют практически все время (прерываясь, пожалуй, только на сон), вплетая в свой удивительный детский мир и реальность, и вымысел, и мечты, и воспоминания… Взрослым зачастую даже при большом желании очень трудно заглянуть в этот мир хотя бы одним глазком, не говоря уже о том, чтобы полностью понять его. Тем не менее, на мой взгляд, стремление к этому - одна из важнейших задач каждого родителя.

Этот пост открывает цикл статей по психологии детской игры. Тема очень сложная, во-первых, из-за своей обширности, а, во-вторых, из-за обилия уже сказанного и написанного. Тем не менее, я постараюсь выудить все самое важное и интересное, не претендуя на новизну идей и полноту рассуждений.

Итак, как научить ребенка достойно проигрывать?





Победы и поражения сопровождают нас постоянно, являясь естественной составляющей жизни. Однако даже в зрелом возрасте далеко не каждый способен адекватно реагировать на свои удачи и неудачи, выглядеть достойно как в роли победителя, так и в роли проигравшего. Зачастую это приносит неудобства (а иногда и настоящие мучения!) окружающим и, в первую очередь, самому человеку. Поэтому крайне важно  помочь ребенку приобрести эти навыки как можно раньше.

Наверное, многим знакома ситуация, когда проигравший ребенок начинает злиться, отказывается продолжать игру, плачет, а порой и затевает драку с победителем. Многих родителей это приводит в отчаяние, однако подобная реакция естественна и вполне нормальна до определенного возраста. Так ребенок выражает свои эмоции, нежелание мириться с неудачей и желание что-то изменить. Другое дело, что малышу нужно помочь понять, что именно менять. Намного хуже, если после проигрыша ребенок приходит в уныние, в дальнейшем не хочет пробовать новые игры и занятия со словами «у меня все равно ничего не получится». Вот это уже первый звоночек о формировании заниженной самооценки вашего чада.

Как же помочь ребенку?

1)     Пробуем проигрыш на вкус.
    Ни в коем случае не ограждайте ребенка от проигрыша! Но и не лишайте возможности выиграть. Не стоит сразу бросаться на помощь, позвольте ребенку сначала выразить свое огорчение, пережить его.

2)     Всегда проявляем любовь.
        Нередко дети думают, что с их успехами напрямую связаны родительская любовь и ее сила. Дайте ребенку почувствовать, что Ваша любовь не зависит от его неудач.  Здесь очень важно не просто подумать: «конечно, я все равно люблю своего родного малыша», а выразить это в словах и действиях.

3)     Интересуемся детскими делами.
        Постарайтесь максимально, до мелочей, вникнуть в занятия и интересы вашего ребенка, тогда Вы поймете какие именно «мелочи» наиболее важны для него и именно в них принять участие. Но все-таки задача родителей СОпереживать ребенку в неудачах, а не переживать их вместо него.

В детстве я профессионально занималась бальными танцами. Хорошо помню одну девочку: каждый раз, когда им с партнером не удавалось набрать высокий балл на соревнованиях, она рыдала в раздевалке со словами «Ненавижу эти танцы! Не хочу!». Когда же ее спрашивали, почему она не бросит занятия, отвечала: «Вы что! Мама мне этого не простит! Я не могу ее подвести, уже столько денег в меня вложили!». На самом деле, эта девочка мечтала стать врачом…



Вот так реализация маминых амбиций через дочку превратилась в настоящую трагедию для девочки.

4)      Обсуждаем и проговариваем.
      Мне кажется, частая проблема взрослых заключается в том, что они большую часть эмоций и мыслей оставляют при себе и мало разговаривают с детьми «по-взрослому», считая, что те еще маленькие. Попробуйте быть более открытыми и искренними.

Каждый раз обсуждайте с ребенком его неудачи, делайте это наедине и в спокойной обстановке. Проговорите вслух, почему он повел себя так, а не иначе, поинтересуйтесь его мнением, вместе решите, что нужно постараться сделать в следующий раз. Не лгите и не льстите, переключаясь на какие-то посторонние заслуги, дети очень хорошо чувствуют ложь! Попробуйте обратить внимание ребенка не на окружающих и окружение, а на себя самого. Пусть вашей общей целью станет победа не над другими ребятами, а над своими прежними рекордами: не выиграл, но продержался в игре чуть дольше, добежал не первым, но быстрее, чем в предыдущий раз и т.д.

5)     Играем, играем и еще раз играем!
      Играть в простые игры с возможностью победить или проиграть нужно начинать как можно раньше, а именно, когда малыш будет в состоянии запомнить правила игры и следовать им. Для этого особенно хороши настольные игры, которых сейчас великое множество.

Для маленького ребенка осознание того, что он лучше других, очень важно и необходимо для формирования адекватной самооценки. Поражение же - настоящий стресс, который дети могут переживать очень глубоко и долго. Поэтому пока ребенок только учится самостоятельно справляться с такими моментами, крайне важно быть рядом, чтобы во время оказать поддержку.

Лучше всего маме начинать играть с ребенком наедине (или подключить и папу тоже) без лишних участников и наблюдателей. Позвольте малышу выиграть первые несколько раз, чтобы подогреть интерес к игре и дать почувствовать радость победы. А потом уже играйте без поддавков и внимательно следите за крохой. Ребенок в первую очередь берет пример с Вас, поэтому покажите ему достойное  поведение при выигрыше  и проигрыше  - без хвастовства и упреков. Ведь так важно научиться радоваться победе и сопереживать и неудаче другого!

Возникали ли у вас подобные проблемы? Поделитесь с нам, как вы их решали!

Читать также:
Психология детской игры. Разнообразие игр и чему они учат.

Для дошкольников, Детская психология, Ксюша

Previous post Next post
Up