Психология детской игры. Разнообразие детских игр и чему они учат?

Nov 14, 2012 10:35



Продолжая тему детской игры, поговорим о разных видах игр и о том, чему каждая из них может научить ребенка.



Классификации игр посвящено немало работ как наших, так и зарубежных психологов. Однако не хочется загружать читателя сложной систематикой, поэтому предлагаю вашему внимаю обобщенно-упрощенный список из 5 типов игр.

1) Имитационные
      Самую первую игровую деятельность детей принято считать имитационной. Малыши внимательно следят за взрослыми и стараются копировать их действия. Зачатки такой игры можно наблюдать уже в 5-6-месячном возрасте, когда ребенок, например, повторяя за мамой, хлопает ладошкой по столу или трясет погремушкой.

К 1,5-2 годам творческие способности только-только начинают развиваться, зато умение копировать просто потрясающее! Каждый раз восхищаюсь, глядя на 2,5-летнюю дочку моей подруги - малышка с невероятной точностью перенимает жесты и интонации мамы. Невозможно сдержать смех, когда Женюля в непростых жизненных ситуациях (например, когда что-то упало со стола) закатывает глаза и разводит ручки со словами «узас какой-то!».

На самом деле, такое трогательное подражание - не только потеха для взрослых, но очень важный аспект процесса обучения. Это начало ролевой игры (о ней речь пойдет дальше), которая необходима для адаптации ребенка во взрослом мире.

2) Ролевая игра 



Ролевые игры обычно подразделяют на сюжетно-ролевые и драматические.

Во время сюжетно-ролевых игр разыгрываются сюжеты взрослой жизни - так хорошо известные всем «дочки-матери», «магазин», «больница» и т.д. Ребенок, с одной стороны, следует общим правилам взрослых (например, мама хвалит или наказывает дочку, врач лечит пациента, а не наоборот), а с другой стороны, волен самостоятельно развивать сюжет и добавлять все новые и новые детали. В такой игре ребенок пробует себя в роли людей разных профессий, внешностей и полов, тем самым, обучаясь вставать на место другого человека и с уважением относиться к их точке зрения. Кроме того, сюжетно-ролевые игры хороши для развития творческого мышления и применения уже полученных знаний и навыков в различных выдуманных ситуациях.

Для драматических игр характерен точный изначально выбранный сюжет, которому ребенок должен следовать. Это разнообразные постановки, как индивидуальные, так и групповые. Театральная игра развивает артистизм, умение контактировать с публикой (пусть даже сначала она представлена узким кругом семьи), память (ведь свою речь и действия нужно выучить), ну и творческий подход, конечно, тоже, особенно, если стоит задача приготовить декорации и костюмы.

3) Дидактические игры

Это обучающие игры, превращающие учебный процесс, зачастую скучный и быстро утомляющий малышей, в настоящее развлечение. Типичный пример дидактической игры - лото, причем это может быть не классическое лото с цифрами, а лото-времена года или лото-страны и пр.

Дидактические игры направлены на изучение каких-то систем, явлений, процессов, поэтому их основная цель - получение новых знаний и их применение. Однако этим их польза не ограничивается, потому что дидактические игры могут включать в себя и сюжетно-ролевые, и творческие аспекты, а также прививать навыки взаимодействия с другими людьми и коллективного решения задач.

4) Строительные


В строительные игры дети начинают играть довольно рано - 1-1,5 года. Сначала это складывание примитивных башенок, платформ, домиков из кубиков или просто подручных предметов, уже потом - настоящее конструирование. Всем известный и многими любимый ЛЕГО - хоть и замечательный, но далеко не единственный пример хороших конструкторов. Свободное строительство прекрасно развивает конструктивные и творческие способности, а сбор по схемам приучает к внимательности и терпению.

5) Подвижные




Что такое подвижное игры, объяснять не приходится! Да и польза их очевидна - физическое развитие, тренировка координации, скорости реакции и т.д. Наверное, нет ни одного ребенка (и взрослого тоже!), который не играл бы в догонялки, салки, жмурки…
       На народные игры мне хочется обратить особое внимание. Их названия у всех на слуху - «Гуси-Лебеди», «Фанты», «Лапта». Но очень немногие знают их правила, не говоря уже о замечательных, иногда очень поэтичных, присказках, которые не только украшают игру, но и придают ей театральность. Вот, например, как начинается игра в «Горелки»:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

На мой взгляд, просто восхитительноJ!

Расскажите про любимые игры ваших детей! А во что вы играли в детстве?

Читать также:
Психология детской игры. Как научить ребенка проигрывать?

Детская психология, Ксюша

Previous post Next post
Up