Вообще-то в тот вечер я собирался по делам в Эрланген. Покинул офис, сел на автобус, приехал на вокзал. Оказалось, что где-то в окрестностях Эрлангена произошёл разрыв на линии связи. Поезда не ходили.
Дальше путь закрыт. Электричество кончилось.
Вокруг вокзала шатались удручённые люди. Везде горели красные семафоры. Путь в Эрланген был закрыт. Я отправил sms, что меня не будет, и отправился шататься по Форхайму. Так как фотоаппарат был в рюкзаке, неожиданно наркывшийся вечер был спасён.
Возле вокзала скапливалась вечерняя пробка. В Форхайме заторы наблюдаются всего на двух перекрёстках. На пересечении дорог возле вокзала, и возле большого перекрёстка у выезда на автобан. На последнем скапливаются все те, кому после работы нужно спешить к семье в Эрланген. На перекрёстке возле вокзала скапливаются все остальные. Так как выезжать на перекрёсток и перегораживает движение встречным автомобилям в Германии не принято, вечерний затор возле вокзала нередко простирается на три-четыре квартала в обе стороны. Здесь пересекаются транспортные потоки из и во Франконскую Швейцарию. Путь туда лежит по узкому однополосному мосту. Те, кого после работы ждут во Франконской, охотно работают дольше, чтобы пропустить пробку и уехать домой, пусть позже, но без проблем. Что только не экспериментировали с разметкой и графиком светофоров на этом перекрёстке, но без строительства нового моста проблему не решить.
Вдоль
железнодорожной линии, одной из старейших в Германии, соединяющей
Нюрнберг,
Эрланген и
Бамберг, расположены пару заводов, СТО, и кладбище. На кладбище цветут вишни.
На одном из участков расположено турецкое кладбище. Оно не похоже на традиционные мусульманские захоронения, которые я встречал в
Стамбуле. Мусульманские надгробья сделаны по тому же принципу, что и христианские с единственным отличием: надписи сделаны на турецком языке, да вместо крестов камни украшает полумесяц со звездой.
Дальше ноги сами привели меня в Городской парк. Как для средневекового города-крепости Форхайм - очень зелёный город. В пределах крепостной стены расположен небольшой ландшафтный парк. В центре парка - пруд, вокруг него расставлены несколько лавочек. К крепостной стене ведёт подъём из кривых ступенек. Всё сделано так, будто над созданием парка трудилась сама природа.
Части крепостной стены были разобраны в 19 веке, а вырученный камень направлен на строительство важных общественных зданий: гимназии и суда. Но часть стены всё же сохранилась. Сторожевые домики аккуратно интегрированы в ландшафтный парк. Трудно представить себе, что в годы Тридцатилетней войны с высоты этой самой стены целых десять лет велась оборона Форхайма от многотысячной шведской армии.
Часто считается, что в Средние Века жизнь в городах была уютнее, чем сегодня, в эпоху массового строительства из бетона и шлакоблоков. Факт неприятия потребительскими массами бетона как отделочного материала до сих пор заставляет меня задуматься. Но со всей любовью к романтизированию загадочного прошлого нельзя забывать, что пятьсот лет тому назад уютные площади и переулки старых городов выглядели как угодно, но точно не мило. Канализация существовала лишь в нескольких крупнейших городах южной Европы, где она сохранилась со времён Римской империи. Продуктовые отходы, грязную воду после стирки и несортированный мусор выбрасывались попросту на улицу. Между домами натягивались бельевые верёвки, откуда на голову капала вода, которая никак не пахла ландышами или альпийской свежестью. Средневековье, когда люди жили в среднем порядка 35 лет, не чистили зубы и носили везде с собой своих вшей, были чем угодно, но точно не романтичным местом для трогательных дамских фантазий.
С тех суровых пор Форхайм сохранил несколько улочек с небольшими оштукатуренными деревянными домиками (фахверкхауз, старейший из них был построен в 1389 году), и главную городскую церковь. С 14-го века колокольня
церкви Святого Мартина является каменной доминантой над всем городом.
В церкви немноголюдно. Из узкой лестницы на второй ярус открывается пыльный вид на прошлогоднего паучка и фахверкхаус на площади перед зданием. Площадь сформировалась ещё в 14 веке. Древние дома постепенно модернизировали, и достигли совершенства где-то в первой половине 19 века, после чего пришли к выводу дома больше не трогать и их внешний вид - не менять. Брусчатка, раннеготическая церковь с колокольней, вытянутые черепичные крыши двух- и трёхэтажных домов создают ощущение сказочности и уюта.
Далеко не все дома, чей возраст превышает два века, достигли статуса музейных памятников. Многие старинные дома, склады и средневековые сараи, хоть и являются украшением Форхайма, находятся в плачевном состоянии. Большинство этих зданий находятся в частной собственности и, несмотря на свой возраст, не охраняются государством.
Один из самых плачевных примеров заброшенной инфраструктуры является территория бывшей форхаймской пивоварни. Ещё в 1945 году в городе действовало 29 отдельных пивоварен, сегодня их число сократилось до четырёх. Форхаймский пивзавод был одним из крупнейших предприятий города, однако это не спасло его от разорения. Его цеха, построенные в 19 веке, находятся в запустении. Недавно к ним протянули новую секцию водопровода, что, возможно, указывает на скорое начало модернизации квартала. До сих пор корпуса пивоварни на Рыночной площади грустно напоминают о реальности глобальной экономики и вытеснение местных производителей мировыми марками.
Я возвращаюсь домой после прогулки на форс-мажорной ноте и думаю о том, что Форхайм мне всё-таки нравится. Маленький, но ухоженный и уютный город, с собственной историей и симпатичными переулками. Нужно поскорее записать накопившиеся мысли, чтобы потом не забыть поделиться ими в ЖЖ.
Больше репортажей о
Форхайме и
Германии - по ссылкам!