Начала писать кубинские заметки. Вышло очень много. В один пост не поместилось (думаю, влезет в три).
Так что сегодня -- кусочек.
Начну я с описания экономической ситуации на Кубе, потому что без этого многое из остального будет не очень понятно. Может, это не самая интересная часть заметок, но логически надо начать с нее.
Дисклеймер: все наблюдения -- наши с мужем личные. Т.е. если я пишу "газировка на Кубе дорогая" -- это значит, что нам газировка показалась не в меру дорогой, а кубинцам, может, и норм. А другим туристам, может, и вовсе покажется дешевой.
(Надпись на притолоке: Мы -- Куба)
Экономическая ситуация
Куба очень бедная страна. Я не ожидала, что она настолько бедная.
(на фото: исторический центр столицы Кубы, здание соседнее с Капитолием. Крыша провалилась, но все этажи в здании, кроме самого верхнего -- жилые; вообще оба центральных дома на этом фото -- жилые)
Во многих окнах стекла заменены досками. Я думаю, по идее там должны быть жалюзи, но по бедности стоят доски.
Больше всего было разочарования от того, что заранее по интернету про экономическую ситуацию было не узнать. Многие пишут, что на Кубе все за копейки. Это откровенное вранье! Многие пишут "не берите на Кубу доллары" -- это чушь. Многие пишут "курс обмена везде одинаковый" -- это тоже неправда. Курс обмена отличается в 4 раза. За 1 евро вам в одном месте дадут 24 кубинских песо, а в другом 100.
По поводу упомянутой дорогой газировки. Полторашка газировки будет стоить вам 4 доллара (если рассчитываться в долларах); 4 евро, если платить в евро. В песо она будет стоить 300-350 песо. (короче в зависимости от курса, по какому вы получите песо, это будет стоить от 300 до 1000 рублей за бутылку). Это местная газировка, не Кола и не Пепси. Пиво раза в полтора дороже.
По слухам, зарплата кубинского преподавателя вуза 50 долларов в месяц. Я правда, не уверена, по какому это курсу -- потому что платят-то ему, наверное, в песо.
Некоторые проявления бедности
Зачастую, бедность на Кубе практически граничит с моральным устареванием.
Кассовый аппарат на Кубе:
Интернета на Кубе очень мало. В отелях интернет платный, и не на всей территории отеля, а только в специальных лобби. В номере интернет -- это прямо космические технологии.
Не видели ни одного кубинца с умными часами/браслетом. (И смартфон есть не у всех) У меня все студенты (ну, больше 80% студентов) уже с умными часами. На Кубе принято носить классические (механические/кварцевые) часы. /*Кстати, и сотовые есть не у всех! не видели ни одного подростка с сотовым*/
В связи с этим за 10 дней на Кубе у нас спрашивали время больше раз, чем за последние 10 лет в России.
Однако, нельзя сказать, что Куба отсталая. Например, электро-мотоциклов тут в разы больше, чем я видела до этого за всю жизнь. Большая часть мототехники -- именно электро. А электро -- это прогресс!
Местные продуктовые магазины и рынки
На Кубе очень мало чего можно купить. Стандартный магазин выглядит так: в окно первого этажа вставляется решетка, из-за такой решетки продается товар. Как правило, товар одного наименования. Например, в одном окошке -- зубная паста. В другом -- растительное масло. Если город помельче, с преобладающим частным сектором -- то не в окошке будет продаваться, а с табуретки, которая стоит неподалеку от калитки.
Еще распространено, что просто человек ходит, подходит ко всем и предлагает свой товар. "Купи растительное масло" или "Купи мыло". Видели одних -- подходили к заведениям питания, предлагали купить ножи. Как по-другому купить ножи на Кубе -- мы не знаем. Что это за бизнес? Говорят, что на Кубе преступности почти нет. Мы не сталкивались. Но почему тогда почти все товары продают сквозь решетку? Может, потому и нет?
Мясные ряды на рынке (самый большой выбор мяса, какой мы нашли вне нашего отеля "все включено"):
Никаких рядов морепродуктов нет нигде (если что, мы были в пяти кубинских городах, два из которых прошли целиком ногами, посмотрели все))).
Куба -- может, и банановая республика, но совершенно точно тут никаких фруктовых открытий не будет. (Например, про
фрукты Вьетнама я делала отдельный пост). Фрукты, которые можно купить на Кубе: бананы трех видов; папайя (местное название fruta bomba); ананасы. Можно купить кокосы в специальных туристических местах -- в магазинах для местных нет никаких какосов.
Вот прилавок "овощи-фрукты" на рынке:
(батат, лук, картошка, помидоры, ананасы, бананы, тыква; почему-то нет фруто-бомбы, хотя обычно есть)
Кстати, папайя тут офигенная. Ела бы и ела, не отрываясь. Прямо восторг.
В отеле нам давали чуть больший ассортимент. Например, давали незрелый арбуз и очень им гордились, как деликатесом. Пробуйте-пробуйте, небось, в вашей Сибири и не видели. Мы их не стали разочаровывать, но было странно.
Лирическое отступление: в нашем отеле подошел к нам русский парень. Очень возмущался, что еда плохая. Фруктов мало, лобстеров нет. Он рассчитывал, что будет как в Тайланде.
Так вот, понимаете, лобстеры, конечно, на Кубе водятся, но сами кубинцы их не едят -- они их все продают туристам. То есть лобстеры -- это совершенно не кубинская еда. Оттого, что не кубинская, нам лобстеры на Кубе были не интересны. Я их и в Омске могу с таким же успехом поесть. Цена только будет ниже.
Для полноты картины. Вот так выглядит самый чистый и красивый (какой мы нашли) гаванский рынок (каких-то прилавков, которые на фото не видны, на рынке нет):
Если брать самый "богатый" по ассортименту рынок (см.мясо и фрукты выше), то там было три живых прилавка. Мясной, фруктовый и "разное" (растительное масло, винегрет, несколько видов рома, местное вино...):
Ну, и последняя рыночная фотка (с другого рынка, оттуда, где касса, показанная раньше).
Питаться в кафешках на Кубе -- странное удовольствие. Например, мы хотели зайти в одну кафешку, но у них из всего ассортимента была курица -- и все (в смысле, ровно одно блюдо, которое называлось "курица"). Рис кончился. Других гарниров сразу не было. Никаких салатов там или еще чего -- не подразумевалось. Кафешка большая, мест на 50-60 посадочных. Из напитков могли предложить только воду.
upd: Так, я тут выразилась не совсем правильно. Вообще-то кафешки есть, и их не мало. Но многие из них -- крайне туристические. Прямо совсем загоны для туристов, ни одного местного не сидит. Бывают "ресторан настоящей кубинской кухни", где все сидящие за столами -- русские и официанты говорят по-русски. Просто мы на таком вообще взгляд не останавливаем, сразу мимо проходим. А я тут перечитала пост -- и поняла, что описала только кафешки для местных. И вот они -- да, странные. А для туристов -- полный фарш! (А если платить в долларах или евро сразу -- то не запредельно дорого, нормально).
Транспорт
В туристическом городе-курорте Варадеро плеобладают ретро-кары. В основном это развлечение для туристов: прокатится на подобной машине, сделать красивые селфи. Ну, я не знаю, что еще. Меня как-то не втыкивает. Что я, на старых трахомах не каталась? Смотреть -- интересно. Ездить -- лучше что-то поновее.
Много американской красивой классики. (Как будто попал в игру "Мафия"))
Мы долго не могли понять для себя, пользуются ли местные такими машинами, или предпочитают что-то другое. Пока не побывали в менее туристических городах.
В городе Карденас основной вид транспорта -- гужевые повозки. Да-да. Нормальные такие небольшие открытые однолошадные экипажи. Капец на мотоцикле страшно ехать, когда наперерез тебе внезапно выезжает лошадь. Лошадь же не знает, что у нее второстепенная -- просто идет.
В городе Санта Марта основное средство передвижения -- велосипед (в том числе, и грузовые модели и многоместные велосипеды типа вело-рикш) и старые маломощные трахомы-мотоциклы.
В городе Матанзас в основном передвигаются на разной мототехнике. Мощные мотоциклы (по тамошним меркам это 750-ки) мы видели только у полиции; но большинство полиции опять же на 250-ках)). Мотоцикл на трассе считается самым медленным средством передвижения (потому что в основном все мотоциклы до 125-ки, 250-ки встречаются, но редко).
На ретро-карах обычные простые местные жители передвигатся тоже.
Интересно, что среди мотоциклов много -- прямо много! -- электро. (Все электро -- местные. В прокат дают только бензиновые).
Еще интересно: кубинцы очень следят за внешним видом автомобиля. Например, когда мы были
в Палермо -- многие машины с поцарапанным бампером, погнутым крылом. У мотоциклов зачастую не хватает кожи на сидении или даже деталей обшивки. Там принято так. Тут все чисто внешне -- очень симпатично. Может ехать трахома, которая тарахтит и не держит холостые -- но будет свеженько покрашена/помыта.
Из общественного транспорта мы пользовались такси (один раз) (такси будет возить только за евро/доллары наличкой).
Пользовались междугородним автобусом.
И снимали скутер.
Да, не густо. Но мы практически везде, где хотели, могли дойти пешком. Вот, до Гаваны не могли -- двинули на автобусе.
Судя по интернету, с общественным транспортом Кубы что-то произошло. Может, это коронавирусные меры, может экономический крах. Раньше он ходил лучше -- теперь хуже. Скажем, из Варадеро в Гавану ходит не 4 автобуса в день, как по расписанию, которое можно найти в интернете, и которое все еще висит на автобусной станции (завешенное сверху новым), а всего 1 автобус в день.
Про коронавирусные меры
В магазины очереди -- потому что в магазины пускают определенное количество народа.
Все кубинцы носят маски. Даже на улице. Даже служители пляжа на пляже. Например, наш сотрудник пляжа не снимал маску даже когда катал туристов на паруснике.
Даже дети практически все в масках. Разве что некоторые (но сильно не большинство) подростков этим пренебрегают.
Без масок на улицах только русские туристы. И иногда американцы (может, канадцы? -- я их по выговору не отличаю). Даже уборщик мусора в "наморднике".
Едет кубинец в машине один -- в маске. Едет на мотоцикле -- в маске.
Может, еще поэтому нас за русских не принимали? Мы, оглядевшись, и заметив, как делают местные -- всегда стараемся делать также (в меру нашего понимания, конечно, что происходит) из уважения к местным обычаям.
Куба -- одна из мировых лидеров по вакцинации. Пункты вакцинации до сих пор работают, мы их видели.
Продолжение
следует (и оно более оптимистичное!)