Трудная поездка 2022 #11

Dec 11, 2022 20:42

Продолжаю свой рассказ о поездке на Алтай.
Предыдущую часть можно прочесть тут.
Итак, остановился на том, что после поужинав и посмотрев салют на день Металурга в городе Гурьевске легли спать.

Если попытаться описать в двух словах увиденное сразу по приезду, то по пути в баню, меня, по-прежнему, удивила ухоженность территории (двор, палисадник, ягодник) - нет бурьянов, хотя хозяева люди занятые - с утра до вечера ковыряться в земле им некогда.
Баня великолепна. В ней рука сама руку моет, с ногами, правда, сложнее. Светлая жаркая с бутылкой кваса с диванчиком для отдыха в предбаннике. В ней шикарное времяпрепровождение перед сытным ужином. А после ужина разговор на террасе о нынешнем не очень удачном состоянии дел в металлургии в условиях санкций и , соответственно, о полумертвом местном заводе. Засиделись до темна. Потом смотрели салют. Потом сон и утром опять в дорогу. На этот раз в сторону Новокузнецка.

День семнадцатый. Наверно.

Голова болит, а хозяева уже копошатся, надо и нам, как культурным гостям сваливать из дома.
Утро солнечное, тёпленькое, как раз для поездок. После завтрака мы сытые и бодрые трогаемся в путь.
Спасибо хозяевам, что приютили. Надеюсь, мы им не оч много хлопот доставили. Это хорошие знакомые Жени, поэтому он о них отозвался в более расширенной форме:
"
Очень рад был повидаться с друзьями. Надеюсь, они тоже. Конечно, мы их немного напрягли. Не без этого. Но, с другой стороны, может быть немного развеяли их будни своим нежданным визитом. Напомнили о приключениях. А уж они на подъем легкие, используют это качество для хороших затей, уверен. Спасибо за приют, а мы погнали! Солнце уже высоко!
"
Маршрут на сегодня на картинке ниже.


В Кузедеево мы не планировали заезжать, но .."человек предполагает, а Бог располагает"(с).
Касаемо картинки выше - странным и непонятным маршрутом для многих, по большой дуге, нарезая несколько сотен лишних километров - едем в Кош-Агач на монгольскую границу.
Но прежде еще раз заезжаем на обзорную площадку Гурьевска


Здесь мы уже были вчера. Но сегодня нам по пути, поэтому заехали еще раз. Это не просто место для праздных прогулок, это Мемориал гурьянам, павшим на фронтах. На мемориальных досках памятника отлиты 870 имен гурьян, отдавших свою жизнь за Родину. Открыт он был 8 мая 1985 г., К 40-летию Победы


Вчера тут было чистенько, а сегодня вся плитка на площадке засыпана остатками пиротехники - отсюда вчера запускали салют. Мелкий мусор на картинке - остатки салютов.
С невысокого холма открывается вид на город и металлургический завод, запущенный в далеком 1816 году. Мы стоим, смотрим на темную, контрастирующую со всем городом коробку завода и напарник выдает поясняющую инфу. Спасибо, ему за пояснения. Если бы не он, то я б многое из увиденного не понимал бы. А так - получаю инфу не тока по заводу, но и по поводу окружающего мира. Но, передам слово ему:

Это пожалуй единственное производство за Уралом, не прекращавшее все эти годы работу. Живая легенда.
И, наверное, не только сибирякам знакома такая печная дверка, отлитая на этом заводе.


Первоначальный план опять на ходу пришлось корректировать. Была очень заманчивая идея посетить грандиозный угольный карьер Бачатского разреза. И вообще прогнать по территориям двух крупнейших разрезов, ужаснуться рукотворной пустыне, поглазеть на мощные самосвалы. Но накануне из разговора с друзьями мы узнали, что смотровая площадка у краешка Бачатского закрылась, на ее месте теперь уже яма расширившегося карьера. Карьеры на картинке ниже обведены. А желтая и фиолетовая линия это дороги, по которым мы можем проехать. Хотели проехать маршрутом, отмеченным желтой линией. Красным обведены Бачатский и Краснобродский разрез. Посмотрите, насколько они больше четвертьмилионного Белово
(зеленая линия). Но проехали маршрутом, отмеченным фиолетовым цветом.


Да и подъехать где-то сбоку теперь невозможно. Опасный для зевак объект огорожен и охраняется надежно с помощью современных средств наблюдения. Нет и организованных экскурсий. Во всяком случае, мы ничего об этом так и не узнали. Так что фотографии используется не из текущей поездки, а сделанные на пару месяцев Женей ранее.


Жаль. Потому что рукотворная дыра, отчетливо видимая со спутника, на самом деле впечатляет своими размерами. Есть на что посмотреть! Это и промышленный пейзаж, и огромнейшие грузовики, и наглядное представление, каким трудом уголек добывается, и чего это стоит и человеку и природе.

За деревьями мелькают БелАЗы. Чередуются шахты с карьерами и небольшие посёлки.
По спутниковой карте хорошо видно, что дорога по вершине кряжа проходит рядом с рудниками, в которых добывают полиметаллическое сырьё. Рядом с рубниками расположены посёлки. Мы проходим их без остановки. Так что, судить о них могу только поверхностно - совсем небогатые, засыпанные пылью, одноэтажные. За последние 200 лет, имхо, ничего в них не изменилось. Разве что асфальт федералки появился.
Погода начинает портиться, появляются белые облака с серыми тучами. Но только через несколько часов после обеда они начнут капать. А пока поездка в удовольствие.
Прямо с трассы видно, как в трехстах метрах от дороги огромные экскаваторы наполняют БелАЗы. Впечатляющая картина. Низенькие, редкие деревья не закрывают промышленную картинку - огромный ковш экскаватора, в котором я помещусь вместе с мотоциклом, размеренно в несколько взмахов наполняет огромный Белаз. Через минуту под ковш становится следующий самосвал.
Во время очередной стоянки неаккуратно наступил на рукав куртки, в результате случилась неприятная штука - рассыпалась резиновая защита локтя. Надо её клеить. Аккуратно собираю три осколка. Мелочь, но неприятно чувствую себя некомфортно. Ну да ладно это меньшая из проблему которые могли случиться. Переживу.
Покрытия дороги от Гурьева до Новокузнецка посредственное, но сама дорога интересные живописна. Так как дорога по горам, то постоянно вверх - вниз. Много зелени, много полей, много шахт. Мы не сильно торопимся, так что устраиваем привалы.



Бачатский разрез был открыт в 1949 году. Это ведущее предприятие угольной промышленности Кузбасса.
Именно здесь, в Бачатах, в 1851 году открылась первая угольная копь.
Неподалеку от него Краснобродский угольный разрез. Он на два года старше, и по размерам вряд ли сильно меньше. Затем, к юго-востоку и востоку вереницей тянутся более мелкие разрезы. А в отрогах Салаирского кряжа - угольные шахты.


Вся эта территория, широкая полоса длиной в десятки км, включая окрестности городов Белово, Киселевск, Прокопьевск, Новокузнецк, представляет собой «лунный пейзаж».
Карьеры и отвалы породы занимают значительную часть площади. Искусственные плато видны за многие километры даже с современной автотрассы, связавшей Новокузнецк со столицей региона, Кемерово.
Мы едем по Кузнецкой котловине. Прежде дикие ковыльные степи ее давно распаханы. Обширные поля пересекают нити высоковольтных электролиний.


Среди полей видны постройки современных сельхозпредприятий - птичники, свинарники, фермы, зернохранилища. Дороги наполнены автотранспортом. Дымят трубы промышленных предприятий. Заметная издали Беловская ГРЭС, заводы Новокузнецка, обогатительные фабрики Киселевска. Города, поселки, предприятия. Жизнь кипит и днем и ночью. Недаром эта часть Кузбасса признана крупнейшим мегаполисом Сибири. Кстати, автотрасса по которой мы едем, первая в Сибири с разрешенной скоростью 130 км/ч.


Откручиваю свои честные 80 в час, вездеходы быстрее не бегают, и навязчивая мысль не дает покоя. Здесь, в Кузбассе, столько всего! Множество объектов истории, культуры, промышленности, природы. Достижения настоящего и тайны прошлого. Острые проблемы, и победы в заботе о людях и природе. Невероятная концентрация всего, при которой попытки рассказать лишь о том, что нам встречается в зоне видимости, заняло бы много часов, а этот походный день растянулся бы на несколько дней.


И мы проезжаем мимо без остановок. Кажется, в результате этого путешествия психологическая наука обогатится еще одним синдромом - синдромом пресловутого Бонифация из ранее упомянутого мультфильма. Бедный чувак так и не дошел до озера. А мы так и не обсудили прорву интересного, что промелькнуло за придорожными зарослями, зданиями, полями.
Между тем контрасты и все выше упомянутое нарастают. И вот мы на пороге знаменитого, большого, жесткого, сильного города - Новокузнецка.


Это город с невероятным характером. Стильный и современный, несущий стальной стержень своей истории, умеющий быть лиричным, красивый, злой именно своей молодой энергией, седой от ранних потерь, недоверчивый и сплевывающий через выбитый зуб.
Город, вспоминая который плачешь с каменным лицом, и всегда возвращаешься в него. Город - ловушка душ. Город - творец людей. С большой буквы - Город. Таких мало.

150 км до Новокузнецка мы пробежали до обеда. Большой город. Нам его надо пройти насквозь. Женя ранее тут был, так что моя задача облегчается - надо лишь не потерять из вида мотоцикл Жени и, второе, увидеть ближайший хозяйственный, что бы купить тюбик резинового клея для ремонта куртки.


Лето, полдень, выходной день. Город выглядит пустым. Даже на АЗС, куда заехали заправиться, и то нет машин. Дороги в городе тоже почти пустые. Почему? Все на дачи и на море уехали?


Проехали по центральным улицам, которые застроены в пятидесятые годы. Кстати магнитик на холодильник тоже не купил - нет таких магазинов, что продают сувенирку. Ни в книжном, ни в краеведческом музее, ни в канцтоварах, ни в ларьках союзпечати, где мы останавливались, магнитиков не было. Проклятая Америка, со своими санкциями - лишила меня сувенира.


Красивый город. Его старый центр отчасти проектировался Питерскими архитекторами. А строился с 30-х по 60-е годы. Можно посмотреть описание отдельных зданий здесь.


Мы проехали по улице Кирова, и поныне остающейся главной улицей города, связывающей и его историю, и выходы в соседние районы города.
Но и в музее синяя птица ... Тьфу, ты.. Магнитик не дался нам в руки.


Едем вдоль поистине исторического объекта - Кузнцкого металлургического комбината.
Сейчас комбинат фактически не работает, и тому целая гроздь причин разного характера. Но комбинат остается памятником истории страны и промышленной архитектуры. Надеюсь, его сохранят хотя бы в этой роли для будущих поколений.


В интернете много информации о КМК и славной истории града Кузнецка. Если эта тема Вам интересна, поищите, и найдете немало героических и печальных страниц.


А мы, посетив тоннель под комбинатом, и не встретив там призрака, поехали через город. Далее предоставлю слово Жене, чтобы он показал эти же события с другого, своего ракурса.:
"


Пунктом №1 плана было посещение хозяйственного магазина. Ну... Леруа-Мерлен. Что еще круче предложить. Что надо там нашли, и повел Ивана дальше, через центр города, к выполнению хотелки №2, то есть приобретению сувенирного магнитика.
Да? Нет? В промышленном городе, где туристов летом найдешь разве что далеко-далеко в горах выше по течению красавицы Томи, и где краеведческий музей на ладан дышит, отпугивая посетителей облезшим чучелом лося изготовления полувековой давности. Обломитесь!
Даже на центральном почтамте магнитиков нет.
Что за телячьи нежности? Магнитик они захотели!.. Написано же выше - город с характером.
"

В соседнем, Кузнецком районе, который является историческим центром города, сохранились некоторые постройки 18-19 века. Например, купеческий дом, храм, домик Достоевского, и, конечно крепость. Конечно, крепость это исторический объект культурного наследия. К тому же, она ещё и туристический объект города. Панорамные виды с крепостной стены на город открываются впечатляющие. Машин на тесной, неудобной парковке - со всех регионов. Благо, мотоциклу проще парковаться - Женя с одной стороны на бордюре, а я с другой стороны парковки на тротуаре примостился.
Женя волнуется за свой моц, ибо у него весь багаж фактически напоказ. Брезентовая плащ-палатка не замок, не застегнешь. Но людям надо доверять. Да? Нет?
Но оставили моцы и пошли приобщаться к культуре.
В целом крепость мне не понравилась. Делать в ней, кроме фотографирования видов города, нечего.


Полноценно восстановить этот объект город пока не смог. Конечно, реставрация стоит денег немалых и без спонсоров-меценатов это сложно. На фото ниже - один из пейзажев , открывающийся с крепостной стены


Дальняя сторона крепости, которая меня заинтересовала, вообще в зарослях кустарника. Восстанавливать там фортификацию, как понимаю, никто не собирается в ближайшие десятилетия. Еще один пейзаж


Отреставрирована только парадная башня и прилегающие стены. Но то, что в итоге получилось - подлатанная старина в совокупности с новоделом - у меня вызывает отторжение. Особенно, пора запаркованных иномарок посреди старинного плаца/ территории. На фото ниже - Единственная и отреставрированная башня и старинные авто (авто русских солдат?).


Так и хочется спросить хозяев этого объекта - какие патриотические чувства должен испытать посетитель в этой мешанине стилей, разнородных предметов, смешанных на пыльной неухоженной территории? Или сюда, заплатив деньги на входе, приходят, что бы покушать в кафешке шашлычок с газировкой - этакая тематическая забегаловка над городом?


Женя увидел крепость иначе:
"
Подхожу к крепостной стене. Касаюсь ее рукой. Древние камни, которые помнят тепло рук мастеров, от которых и костей наверное не осталось. Живая история. Конечно, при подключении чувствования и воображения.


Но крепость подверглась реставрации. Облик ее стал прилизанным, аккуратным. Стены и постройки безопасными для посетителей. Однако, исчез сам дух исторической романтики. Как будто старого вояку напудрили, надели на него красивый мундир и вывели на смотр. Кукла не кукла, манекен не манекен?
Смотрю на стены - видна граница старой кладки и новой, реставрационной. Ученые постарались! И камень подобран верно, и сделано с желанием и любовью к делу.


Ну, да, - берем билет за 50 рэ и идем смотреть территорию.
В крепости восстановлена лишь небольшая часть построек - солдатская казарма, обер-офицерский дом,
Томский и Кузнецкий полубастион и Барнаульские ворота с надвратной церковью. НА фото ниже - вход в крепость под башней.


Во внутреннем дворе есть сценическая площадка (музей зарабатывает как может), стоят ретро легковушки. В восстановленных казармах действуют выставки, оплата отдельно. На стенах есть стационарные бинокли.


Действительно, остатки остались.
Зато в летние месяцы здесь часто проходят разные мероприятия, в том числе случаются исторические реконструкции.
Только там, дальше в зарослях, через которые змеятся тропинки, все еще таятся развалины полубастионов, реданы, подземные ходы, редут, Кузнецкие ворота... Наверное лишь пятая часть восстановлена для туристов. И именно оттуда веет чем-то таинственным.
Но мы туда не идем.
Погуляли по полубастиону, посмотрели с высоты на долину, на город и заводские трубы. И, наконец то, выполнили хотелку №2 - купили магнитик.
Что ж, галочка поставлена. Жара давит несмотря на множество облаков. Пока мы знакомились с объектом истории, двигатели остыли, и мы не задерживаясь продолжили путь в следующий район города - Орджоникидзевский, шахтерский район. По другую сторону без нашего внимания осталось еще два городских района и гигант металлургии - Западносибирский комбинат.
Друзья, если соберетесь в Новокузнецк в качестве туриста, то запланируйте неделю, чтобы погулять по улицам, познакомиться с значимыми точками города и осмотреть достопримечательности, посетить музеи, театры и концертные площадки, искупаться в обоих реках, сходить на сплав и порыбачить, и наконец, получить по морде и завести новых верных друзей! Варианты «лайт» не дадут вам понимания города. А он все же хоть и суров, но прекрасен!
.
"
На фото ниже - вид на башню с крепостной стены. Такая усеченная она из-за точки сьемки на крепостной стене. В действительности видимый на фото белый "цоколь" с воротами (фотка выше) имеет высоту метров пять-шесть.


Моих денег мне хватит до конца жизни, если только я не захочу что-нибудь купить.
Ни патриотических, ни духовных чувств, ни сопричастности к делам предков, ни гордости за страну, или иных чувств душе этот исторический обьект не пробудил. Посему с радостью её покинул. На этом культурная программа в Новокузнецке была окончена. На фото ниже, сделанной с той же точки, что и предыдущая фото, вид на всю остальную часть крепости - пара казарм и .. все.. - больше в крепости смотреть нечего.


Мы покатились за город, в сторону Бийска.
Погода портилась, дорога дальняя. Выехав за город, решили перекусить булочкой с кефиром. Это был первый наш привал с утра.


Снова дорога вверх и вниз - американские горки. Покрытие посредственное, пейзажи красивые, разгоняться не хочется. Едем, любуемся, фотографируем. Благо, пока погода способствует: Не холодно, не жарко, тучи, но пока без дождя. На этом участке пути от Новокузнецка до Кузедеево есть разное интересности. Если кратко их перечислить, то это: "старинный" Таргайский дом отдыха, оргомное множество дачных сообществ, парочка новых разрезов и парочка закрывшихся, исчерпанных, на горизонте слева в долине реки Кондома дымят трубы Калтанской ГРЭС, в придорожных деревнях очень велика доля дачников. С отдельных возвышенных мест этой дороги реально видно снежные вершины севера горного Алтая (скорее это вершины между Телецким озером и рекой Абакан), в окрестных лесах водятся медведи и иногда даже их замечают на опушке, поля есть вблизи города, а южнее - луга и покосы, животноводство; вдоль реки идет железная дорога на рудники Горной Шории.

Автодорога проложена по вершинам и локальным водоразделам во избежание снежныхъ заносов - зимой здесь бывают крепкие ветра. НО мы немного уставшие и поджимает мой отпуск - времени и сил посмотреть хоть часть интересностей у нас нет. На всякий случай надел дождевик - не хочется неожиданностей. Через час, возле Кузедеево, действительно, начался дождик. Хорошо, что мы никуда не поехали смотреть - мокли бы под дождем.
Светлый лес под мрачными тучами моментально стал тёмным и угрюмым. Цветущие поляны спрятали свои цветы и теперь стоят полные водой. Капельки воды видны на листьях но не искрятся в солнечных лучах, а готовы пролиться на землю, если только тронуть травинку.


Еду и размышляю о том, как через пару часов в мокром лесу будем разворачивать палатки, таскать моцы по грязи. Как будем под дождём варить горячий кофе. Надо же, - утренний прогноз погоды не обманул - дождевой фронт от горизонта до горизонта.


Не то чтобы ситуация катастрофическая, но хотелось бы по сухому.
Время около 16 часов. Видимо, Женю тоже волновал вопрос сухой ночёвки. Поэтому на очередной АЗС, возле какой-то деревушки, он сказал: "А не заночевать ли нам у моих родственников в этой деревне?"

Продолжение следует.

Мототуризм, Мотопутешествие, Лето, 2022, Дальнобой, Хонда

Previous post Next post
Up