Философия экономики. К предыдущему.

Mar 12, 2013 00:51

В недавнем посте, посвященном книге "Философия экономики. Антология" (под ред. Дэниела Хаусмана) я высказался довольно язвительно по поводу вступительной статьи редактора-составителя, заметив, что, как можно предположить из текста, "основной вопрос философии экономики - это вопрос о том, почему экономистам надо платить деньги ( Read more... )

праксеология, мемуар, этика, философия, праксиология, эпистемология, экономическая теория, Человеческая деятельность

Leave a comment

bbb March 11 2013, 23:19:49 UTC
Да, суть именно такова, ухвачена совершенно правильно. У экономистов, действительно, главная проблема - в самоопределении своей профессии в общей системе человеческой деятельности ( ... )

Reply

kuznetsov March 12 2013, 04:44:25 UTC
Дело в том, что утверждение вроде "экономический анализ этого объекта приводит к выводу о его, объекта, ненужности, излишнести, вплоть до вредоносности" тоже невозможно обосновать, если принимать всерьез тезис о невозможности сопоставления индивидуальных предпочтений. Изложенное мной наблюдение на самом деле в полной мере применимо к "австрийцам".

Reply

bbb March 12 2013, 04:50:25 UTC
Полагаю, что вполне можно. Более того - именно тогда можно, когда тезис о невозможности и т.д. воспринимается всерьез.

Reply

kuznetsov March 12 2013, 04:59:53 UTC
Нет, невозможно. Никакие рекомендации невозможно обосновать, в том числе и такие. Ненужность и вредоносность - это все оценочные суждения, которые должны вытекать из чьих-то предпочтений. Согласно положению о несоизмеримости индивидуальных предпочтений, такие оценки не могут иметь никакого смысла в качестве общих оценок.

На самом деле, при чтении австрийской литературы очень хорошо видно, где возникает эта логическая ошибка - "протаскивание" ценностных суждений экономиста вопреки несопоставимости индивидуальных предпочтений. Просто надо понимать, что искать.

Кстати, ты навел меня на мысль - а не сделать ли мне на эту тему доклад на Лебедевских чтениях?

Reply

bbb March 12 2013, 05:13:20 UTC
Это протаскивание или кажущееся, или просто свидетельствует о неаккуратности пишущего. Потому что строгое утверждение - именно что нейтрально по отношению к ценностям автора. Оно не нейтрально по отношению к ценностям слушателя, то есть исходит из предположения о том, какое устройство общества слушателю предпочтительнее. Типа, если вы предпочитаете, чтобы общество в целом было богаче, то вот так будет менее эффективно, чем вот этак. Но если вы предпочитаете, чтобы общество в целом было беднее, то, конечно, можете нас не слушать.

Поэтому строгая форма моего утверждения "экономический анализ этого объекта приводит к выводу о его, объекта, ненужности, излишнести, вплоть до вредоносности", конечно, предполагает дисклемер примерно такого вида - "<...> ненужности, излишнести, вплоть до вредоносности - если вы ставите целью наибольшее увеличение материального благосостояния ( ... )

Reply

kuznetsov March 12 2013, 05:25:57 UTC
Не все так просто. Во-первых, рассуждение австрийского экономиста не нейтрально по отношению к ценностям участников экономики - я сейчас не буду этого обосновывать (наверное, действительно, сделаю доклад), но это легко увидеть по австрийским текстам по welfare economics, у того же Ротбарда, например.

Во-вторых, сама конструкция "материального благосостояния" не может быть выстроена без отказа от принципа несоизмеримости индивидуальных предпочтений.

В-третьих (хотя это не совсем по теме), сама предлагаемая тобой дихотомия - целью является либо увеличение благосостояния, либо уменьшение его - хотя риторически понятна, не имеет отношения ни к какой реальности. На самом деле целей у человека может быть много, и между ними возможен trade-off.

Reply

bbb March 12 2013, 05:41:16 UTC
На самом деле целей у человека может быть много, и между ними возможен trade-off

Конечно. Но ведь экономика и не занимается целями человека в традиционном общепринятом смысле. Она занимается проблемой устройства общества, государственного устройства - а это такие вещи, которые лежат вне непосредственного выбора рядового человека. Ведь рядовой читатель экономического трактата обычно не может взять и так вот своим решением поменять общественное устройство.

Соответственно, и вопрос, на который отвечает экономика - это не вопрос, связанный с принятием решения, то есть выбором, то есть целеполаганием, и т.д.

Ведь не все же вопросы, возникающие у людей, напрямую завязаны на действие. В данном случае эта связь разве что очень сильно опосредованная. То есть это ответ на вопрос о некоторых аспектах устройства мира, проясняющий общую идеологическую картину в голове человека. А ответ на этот вопрос уже будет учитываться при принятии разных решений - включая, например, решения о поддержке того или иного политика или политического предложения.

Reply

kuznetsov March 12 2013, 06:00:24 UTC
Поэтому строгая форма моего утверждения ..., конечно, предполагает дисклемер примерно такого вида - "<...> ненужности, излишнести, вплоть до вредоносности - если вы ставите целью наибольшее увеличение материального благосостояния

вопрос, на который отвечает экономика - это не вопрос, связанный с принятием решения, то есть выбором, то есть целеполаганием, и т.д

Нет, тут уж что-нибудь одно. Разделение на "рядового человека" и "нерядового человека" от противоречия не избавляет.

Ведь не все же вопросы, возникающие у людей, напрямую завязаны на действие.Допустим, он завязан на действие "не напрямую", а вместе с другими ответами на другие вопросы. Что это меняет? Все равно экономика дает рекомендации по достижению некоей цели, которую экономист считает более важной, чем другие. Да и не говорил я ни про какое "напрямую", это здесь второстепенный вопрос ( ... )

Reply

bbb March 12 2013, 06:41:15 UTC
экономика дает рекомендации по достижению некоей цели, которую экономист считает более важной, чем другие.

Да ни малейшим образом. Нет там никакой оценки важности той или иной цели с точки зрения экономиста.

чтобы давать рекомендации, а это невозможно без сопоставления индивидуальных предпочтений

Прекрасно возможно. Если вам в Ивановку, то налево, а если в Сидоровку, то прямо. А куда вы хотите пойти, это уж вы сами решайте.

Reply

kuznetsov March 12 2013, 06:51:49 UTC
Нет там никакой оценки важности той или иной цели с точки зрения экономиста.

Это не так. Яркий пример: экономист (австриец), рассуждая об обмене, учитывает только предпочтения обменивающихся сторон ex ante, но не учитывает ни оценки результата акта обмена участниками ex post, ни оценки акта обмена или его результата со стороны других людей. И то, и другое - результат ценностного суждения экономиста.

Если вам в Ивановку, то налево, а если в Сидоровку, то прямо. А куда вы хотите пойти, это уж вы сами решайте.

Не надо заниматься софизмами. Этот пример не имеет никакого отношения к тому, чем занимаются экономисты.

Reply

bbb March 12 2013, 15:08:26 UTC
Не надо заниматься софизмами

В принципе, я ведь тоже мог ограничиться одним-единственным комментом ровно такого же содержания. Правда, и разговор получился бы короче.

Reply

kuznetsov March 12 2013, 15:15:32 UTC
Тебе не очевидно, что если понимать твой пример буквально (выбор дороги до географически определенной деревни), то он не подходит в качестве аналогии для ситуации применения экономической теории? Ну, я тогда не знаю, что сказать.

Reply

bbb March 12 2013, 15:38:02 UTC
Не очевидно.

Единственная разница здесь только в том, что в случае экономической теории исторический опыт показывает, что практически (если не все без исключения) прохожие хотят идти исключительно в Ивановку, поэтому вторую часть рекомендации ("а если в Сидоровку") в практическом плане обычно опускают.

Это примерно как советы по пожарной безопасности. Может показаться, что они основываются на ценностных суждениях советующего о том, что предпочтительно для их клиентов, но это только кажущееся впечатление. Те же советы могут быть изложены в расширенном формате, типа "если вы хотите уменьшить вероятность пожара, то делайте так-то, а если, наоборот, хотите устроить пожар, то почаще кидайте окурки на пол и ни в коем случае не держите дома огнетушитель".

Reply

kuznetsov March 12 2013, 15:56:03 UTC
Есть и другая разница. Она состоит в том, что в случае экономики целевые состояния - "Ивановку" и "Сидоровку" - невозможно корректно определить, если последовательно применять мизесовский принцип методологической единичности и утверждение о несопоставимости предпочтений, а также если не допускать неявного "протаскивания" в это определение ценностных суждений экономиста.

Reply

bbb March 12 2013, 15:24:34 UTC
экономист (австриец), рассуждая об обмене, учитывает только предпочтения обменивающихся сторон ex ante, но не учитывает ни оценки результата акта обмена участниками ex post, ни оценки акта обмена или его результата со стороны других людей. И то, и другое - результат ценностного суждения экономиста.Это ни малейшим образом не результат "ценностного суждения экономиста ( ... )

Reply

kuznetsov March 12 2013, 16:10:08 UTC
Именно поэтому экономист и не берется "учитывать оценки результата акта обмена ex post" - ни самими участниками обмена, ни другими людьми. По той простой причине, что знает - никакого способа такого "учета" не существует.

В таком случае, он не может использовать такие понятия, как "повышение материального благосостояния". Он не может "из того теоретического предположения, что наблюдаемый факт обмена свидетельствует о том, что этот обмен в момент его совершения был для его участников более предпочтителен, чем все прочие бесчисленные варианты не-обмена" делать никаких выводов по поводу "материального благосостояния" и вообще чьего-либо состояния. На самом деле из этого вообще нельзя сделать никаких выводов из числа тех, которые делает экономическая теория (вроде тех, что ты приводил - типа, что если делать так-то. то материальное благосостояние вырастет, а если так-то - то снизится).

По той простой причине, что знает - никакого способа такого "учета" не существует.Тем не менее, например, он каким-то образом обосновывает позицию, ( ... )

Reply


Leave a comment

Up