В недавнем
посте, посвященном книге "Философия экономики. Антология" (под ред. Дэниела Хаусмана) я высказался довольно язвительно по поводу вступительной статьи редактора-составителя, заметив, что, как можно предположить из текста, "основной вопрос философии экономики - это вопрос о том, почему экономистам надо платить деньги
(
Read more... )
Хорошо ли это с этической точки зрения, другой вопрос. Я, конечно, считаю, что хорошо.
Reply
Первый вариант. Доказывается, что экономический рост приводит к росту некоего количественного показателя - того, который ты назвал. Это хорошая задача для эконометриста - вот, доказывали, что экономический рост приводит к увеличению продолжительности жизни, уменьшеию детской смертости, увеличению числа людей, удовлетворенных жизнью и т.д., а вот теперь можно и с этим показателем поиграться.
Проблема в том, что это не решает проблемы, о которой я говорю. Исходя их принципов праксиологии - логического анализа отдельного действия на основе методологического субъективизма - невозможно определить экономический рост, а следовательно исследование связи его с количеством оступных целей не имеет отношения к праксиологии.
Второй вариант - экономический рост определяется как рост количества доступных для людей целей, не заключающихся в ( ... )
Reply
Reply
Достижимостью с точки зрения кого? Ответ один - с точки зрения некоего внешнего ("объективного") наблюдателя, который может эту достижимость оценить на основе своих знаний о доступных целях и средствах, своих представлений о ситуации, в которой актор совершает выбор и действие, и своих представлений о том, какие возможности следует принимать во внимание, а какие не следует (т.е., на основе своих этических критериев).
Я не отрицаю, что таким образом можно построить некую экономическую теорию - некий вариант теории "объективной ценности". Но:
- это не имеет никакого отношения к праксиологии;
- это не является "ценностно-нейтральной наукой".
Reply
Reply
Но тогда тем более твои построения никак не связаны с прасиологией, даже понимаемой столь узко, вопреки Мизесу. Если значимость субъективных целей несопоставима, а праксиология занимается изучением логических следствий наличия именно таких шкал значимости, то это значит, что она логически никак не связана с твоим построением, требующим подсчета количества объктивно достижимых (а не субъективных) целей. QED
P.S. А не дашь ли ссылочку на доказательство Витгенштейна? Я имею в виду, на оригинальную работу? А то вот я общаюсь постоянно с философами, занимающимися подобными темами, что что-то ни разу не слышал от них об этом эпохальном открытии.
Reply
Reply
Я это фразы вообще не понял. "Объективное желаемое" - это что? "Субъективно опосредованное содержание" - это как? Я таких словов-то не знаю. Я человек простой, академиев не кончал.
Ты все-таки дай ссылку на оригинальную работу Витгенштейна. Может быть, почитав ее, я пойму, о чем ты толкуешь.
Противоречие с подходом Мизеса в том, что Мизес - неокантианец; для него жесткое разделение на объективное и субъективное, так что ни одно из них не может быть сведено к другому и даже рационально связано с другим - это ключевой философский постулат. Если ты этого "не видишь" - ну,тогда я и не знаю, что еще тут можно сказать.
Reply
Reply
Ошибочное противопоставление. Это четыре разных вопроса: 1) существует ли утверждение, 2) верно ли утверждение, 3) существует ли утверждение в представлении субъекта, 4) существует ли утверждение вне представления субъекта.
Reply
Reply
Ты бы все-таки почитал какой-нибудь нормальный учебник логики.
Reply
Reply
В реальности могут существовать какие-то предметы. Утверждается же нечто "об" этих предметах. Это утверждаемое может быть истинным или ложным; либо может быть истинным или ложным некое утверждение, например, с соответствующим эпистемическим оператором, описывающее представления субъекта, и т.д. Слово "существует" здесь столь же неуместно, как и слово "квантор существования"
Reply
Reply
Мысли твои почитаю на досуге спокойно, без спешки.
Reply
Leave a comment