Часть ПЕРВУЮ см
http://l-fi-hran-profi.livejournal.com/649.html ========
Часть ВТОРАЯ:
НОВОСТИ
О.ЖУРАВЛЕВА: И в Москве 16:35. «Послужной список», посвящённый археологам, к вам вернулся. Яна Маргасова, еще раз добрый день, газета «Труд». И я тоже здесь, Ольга Журавлева.
И у нас уже тут список победителей. Прекрасные люди, которые вспомнили и лорда Карнарвона, а не Кардона, как тут написали некоторые, и Говарда Картера - да, действительно.
У некоторых слились эти два имени в одно, и получилось что-то совершенно непередаваемое. Но это было уже позже. А вот те девять человек, которые либо то либо другое имя писали, а то и оба сразу. Это Надежда, чей телефон начинается на 916 518, это Александр - 930, Галина - 916 456, Рома - 905 877, Вероника - 903 293, Анна - 916 317, Света - 916 692, Елена - 903 749 и Виктор - 916 164. Все эти прекрасные люди ознакомятся с повседневной жизнью египетских богов. Надо сказать, что фараоны - это же тоже боги, правда? Ну, в общем, в серии «Повседневная жизнь» издательство «Молодая гвардия» о египетских богах получат книжку, вам обязательно позвонят, и всё у вас будет хорошо.
Мы, естественно, будем принимать звонки. Может быть, археологов. Может быть, тех, кому мы сможем на какой-то вопрос ответить. Хотя, как вы понимаете, живого археолога в данный момент нет. Но если позвонит, мы будем рады.
Я.МАРГАСОВА: Возможно, мы о чём-то не рассказали. Например, о проблемах не рассказали.
О.ЖУРАВЛЕВА: О проблемах, кстати. Тут вот есть очень большие развернутые тексты, которые пришли к нам на сайт.
По-моему, у нас в этот раз самая большая переписка.
Ну вот, один вопрос - он как бы и вопрос, и своего рода ответ, потому что речь идет о том, что среди проблем…
«Является ли археология в некотором смысле ущербной наукой, так как при всём богатстве извлекаемого из земли материала практически не позволяет достоверно реконструировать социальные отношения и политическую историю, в отличие от письменных источников?
Не испытывают ли археологи чувства неполноценности по сравнению с обычными историками?»
Во-первых, археологи тоже историки, чувства неполноценности они не испытывают.
Я.МАРГАСОВА: Мне кажется, что они как раз обладают нечто большим, нежели теоретики истории.
О.ЖУРАВЛЕВА: О том, как друг друга дополняет история по источникам и история по археологии, мы обязательно поговорим.
Но есть еще одна интересная вещь.
Проблема не в том, что они чувствуют себя ущербными, а в том, что есть как бы два занятия: одно - собственно исторические изыскания, а другое - защита от разрушения всего, чего только можно.
Особенно в последнее время это постоянная проблема. То есть вместо научных исследований… Вот когда говорили о том, как археологи попадают в политику - люди либо занимались спасением, либо настаивали на том, чтобы провелись раскопки там-то и там-то, либо чтобы не строилось там какое-то здание до того, как будут произведены раскопки.
Кроме всего прочего, археологи так же, как и просто историки другого какого-то направления, прекрасно понимают, как можно изуродовать и погубить город, например, построив там какую-нибудь малоизящную, но очень функциональную вещь посреди исторического центра.
Я.МАРГАСОВА: Кстати, ещё насчет охранных раскопок.
Есть очень интересная особенность: археологи могут исследовать котлован, который готовится под строительство, и могут что-то там раскопать и достать именно из этого котлована, но если у них есть подозрение, что на 2-3 метра котлована тоже что-то находится, они не могут продолжать.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну потому что у них огороженный участок, где они работают.
Вообще, там трудностей очень много, связанных и с тем, что мешает работе, и с тем, что просто люди знающие видят, что даже не их конкретной работе наносится урон, а вообще наносится урон всему, то есть нашему национальному и духовному богатству, извините за мой французский.
Но есть еще одна вещь, которую мы с Яной обнаружили. Зарабатывают археологи, по-моему…
Я.МАРГАСОВА: Ну очень мало.
О.ЖУРАВЛЕВА: Немного.
Я.МАРГАСОВА: Средняя зарплата по стране: начальник коммерческих раскопок получает 30 тысяч рублей. Начальник, который всем этим руководит. Рабочие на раскопках получают 12 тысяч рублей.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, это должен быть специальный рабочий, квалифицированный именно для этих работ.
Я.МАРГАСОВА: Средний археолог, который пока не главный, но уже и не раскопщик, 20 тысяч в среднем.
О.ЖУРАВЛЕВА: Это, конечно, очень общие цифры. При этом, как нам говорили люди, которые сейчас преподают, - и Ольга Щеглова, и многие другие, - что, как ни странно, люди, которые приходят в археологию, они из нее очень редко уходят.
Только при каких-то очень особенных обстоятельствах, при которых так жить нельзя. Потому что это действительно, как уже не раз говорили, образ жизни.
Я.МАРГАСОВА: Ольга даже статистику привела, судя по письму на сайт. Что из 101 окончившего кафедру по этой специальности около 70 ребят остались в археологии.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну это классный показатель. Это, например, с педагогическим каким-нибудь вузом наверняка не сравниться.
Я.МАРГАСОВА: Не бывает таких соотношений, конечно.
О.ЖУРАВЛЕВА: Откуда эта романтика растёт, я пыталась выяснить.
Потому, что я говорю, что столько книжек есть, в том числе очень бестолковых, которые в отличие от серии «Повседневная жизнь», которую историки пишут, или каких-то конкретных исторических трудов - я помню, что в детстве, например, я с удовольствием читала «Жизнь первобытного мальчика», что-то более или менее связанное с настоящим, а сейчас мы что читаем?
«Код да Винчи», «Лару Крофт» смотрим и так далее. Ну, как выяснилось, Сергей Белецкий мне объяснил, что есть
чтиво,
есть там более или менее симпатичные вещи,
есть кино, очень далекое от исторических реалий,
но дело не в этом.
Дело, видимо, в каком-то ином обаянии.
С.БЕЛЕЦКИЙ: Целое поколение есть, если не сказать два поколения, молодежи, которые пришли в археологию после фильма «Индиана Джонс».
О.ЖУРАВЛЕВА: Индиана Джонс, как вы понимаете, никакой ковчег не открывает по-настоящему.
И когда люди в фильмах читают иероглифы древнеегипетские вслух или ещё что-то происходит...
Когда никто не знает, как это звучало, но человек так легко, прямо с листа, читает - Розеттский камень расшифровал прямо тут, - это, конечно, всё чепуха.
Но когда чепуха вся уходит и человек начинает читать действительно серьёзную историческую литературу, видимо, потом он уже никуда не может из этого выйти.
А уж когда в экспедицию съездит… Там сплошные хорошие люди, как мне объясняли.
Я.МАРГАСОВА: Да ещё и найдёт что-нибудь.
О.ЖУРАВЛЕВА: Да. Так что, с зарплатами мы поняли, что не это привлекает.
Я.МАРГАСОВА: Ты знаешь, на сайт еще пришло такое письмо - от Миры Габритовой, социолога из Москвы.
Она пишет: «Складывается впечатление, что археология - это прикрытие, ширма, за которой отмывают деньги. Причем на федеральном даже уровне». Могу ответить, что…
О.ЖУРАВЛЕВА: Федеральных программ практически нет.
Я.МАРГАСОВА: Да, федеральных программ нет, и археология - это как раз страдающая, в общем, сфера по государственному финансированию.
В основном финансируют спонсоры.
И археологи жалуются, что зачастую им приходится быть менеджерами своих же проектов и искать финансирование где-то в других местах. Поэтому я бы не сказала.
О.ЖУРАВЛЕВА: Есть еще один момент - что сейчас, как мне объяснила всё та же Ольга Щеглова, сокращено.
Раньше все историки, как все геологи, шли в поля,
в археологические экспедиции ездили,
филологи в фольклорные, как положено.
Но сейчас это тоже сокращено. То есть у них даже баз-то своих нет для того, чтобы вывозить хотя бы студентов археологов.
Не хватает вот этих точек. Потому что нельзя просто выехать в Подмосковье и там резко начать рыть землю.
Нужны какие-то конкретные вещи, на которых можно учить и с которыми можно работать.
Ну, в общем, в этом смысле там отнюдь не крутятся бешеные деньги.
И, возможно, наша слушательница имела в виду совсем других людей. Мы о них тоже должны сказать несколько слов. Но мы вот сейчас с тобой говорим про фараонов, про всё на свете. Я всё думала - наверное, есть неинтересные места, где копать нечего. Ну, там есть города, которые построены какие-то там сто лет.
Я.МАРГАСОВА: Ну да, новые постройки.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну вот несмотря на то, что Сергей Белецкий у нас специалист по средним векам, то есть медиевист, он рассказывает потрясающую историю нашего недавнего 20-го века.
С.БЕЛЕЦКИЙ: Мне несколько раз приходилось в том же городе Пскове копать раскопы, в которых хорошо сохранились слои 20-го века, и жалко мне было их уничтожать.
Чаще всего их просто сносят. Выходят сразу на конец 19-го, и оттуда уже начинается изучение лопатами и ножами.
А верхний слой часто просто соскребают техникой.
А мне было жалко, и мы в нескольких раскопах в Пскове вскрывали слои 20-го века, как любые другие археологические слои.
Интересно - в слое 20-го века материализовались два события, которые мы хорошо знаем из истории.
Это оккупация Пскова 1918 года немцами и оккупация Пскова 1941 года.
Слой оккупации 18-го года -
осколки снарядов,
патронные гильзы,
то есть всё понятно: пожары, война, военные действия, катаклизм.
Слой 40-х годов -
пожара нет,
находки немецких монет конца 30-х годов,
обойные гвозди немецкого производства,
немецкий фаянс,
битые бутылки из-под немецких же напитков.
То есть археологически это можно было бы назвать - торговые связи.
Зато всё это перекрывается слоем разрушения, сформировавшимся во второй половине 40-х годов, который битком набит колючей проволокой. А это время ГУЛАГа.
По Пскову было несколько островков ГУЛАГа, такие КПЗ, в которые сажали, в том числе и по 58-й статье.
Если бы мы не знали, что на самом деле за этим стоит, мы бы по-разному интерпретировали события.
О.ЖУРАВЛЕВА: И точно так же, как могут ошибиться те, кто занимается только артефактами и делает свои выводы, и тот, кто занимается источниками, потому что мы все прекрасно понимаем, что в летописи могли написать по разным соображениям разные вещи, что стало там все хорошо и так далее.
А тот же самый наш собеседник Сергей Васильевич мне рассказывал, что когда, например, Псков был воссоединен с Москвой, то в этом слое, который они достаточно четко могли посмотреть, где домосковская история, где послемосковская.
Там совершенно очевидно, что
бытовые отходы победнели,
стало меньше костей, то есть
стали меньше есть мяса, и
вместо кожаной обуви, которая раньше встречалась в этих местах, в основном появилась плетёная, то есть лапти.
Люди обеднели.
Вот как ещё, из какой еще летописи это можно вычленить, как не на раскопке?
Но при этом если не знать, что произошло нечто, можно подумать, что голод, мор, неурожай, еще что-нибудь.
А эти все знания как бы совмещаются.
По-моему, это одна из специальных профессий, образов жизни.
И, может быть, кто-то нам расскажет о своих встречах с археологами. 363 36 59.
Я знаю, что многие в детстве, в юности либо в кружки ходили, либо ездили вот в эти вот экспедиции, и рассказывают всякое.
Но в основном, вот у меня складывается ощущение от взрослых людей и моих ровесников, которые когда-то в эти места ездили - несмотря на то, что потом они получали какое-то иное образование, это что-то особенное, это незабываемо, и дружба, которая там появилась, тоже, в общем, не ржавеет.
363 36 59 - ваша история про археологов. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Дмитрий, Москва.
Я непосредственно к археологии отношения не имею, но вот вы задали вопрос.
У меня есть мой друг одногруппник, Роман, с друзьями ездил на археологические раскопки летом несколько раз. Это были для них некие алкогольные туры. Они туда ездили и непрерывно пили чуть ли не по литру в день вместе с самими археологами.
О.ЖУРАВЛЕВА: Понятно. То есть это был такой вид отдыха - недорогой, но веселый.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, причем в разные места. В Рязанскую область ездили, еще куда-то…
О.ЖУРАВЛЕВА: Может, они только об этом вам рассказывали? Может, там было что-то еще поинтереснее?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, ну они там что-то немножко копали, но в основном пили.
Я.МАРГАСОВА: Вы знаете, на охоту и на рыбалку у нас тоже некоторые…
О.ЖУРАВЛЕВА: Да, особенности русской национальной охоты и рыбалки нам тоже хорошо известны, но это не значит, что рыбу не ловит никто. 363 36 59. Алло, здравствуйте, слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Сергей, из Москвы. Я в детстве довольно много ездил в археологические экспедиции от Государственного исторического музея.
О.ЖУРАВЛЕВА: Так. Ну и какие впечатления? Что узнали?
Я.МАРГАСОВА: Что нашли?
СЛУШАТЕЛЬ: Мы копали каменный век. И довольно много было находок. Каменные орудия. Ну и, как вы сказали, до сих пор мы все дружим, кто в детстве познакомился. Эти экспедиции продолжаются, но мы уже не можем ездить, потому что все работают, но при первой же возможности…
Я.МАРГАСОВА: Скажите, а на память у вас что-нибудь осталось? Можно было брать какие-нибудь кусочки?
СЛУШАТЕЛЬ: Главные находки нет, а вот кусочки сосудов, которые совсем маленькие, довольно много находили керамики, и совсем маленькие кусочки сосудов можно было брать.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну и в конце тогда уж скажите, кем вы стали по профессии.
СЛУШАТЕЛЬ: Я фотограф.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ух ты, тоже неплохо. Спасибо вам огромное. Всего хорошего.
Вот это всё-таки настоящая история, как я с ней сталкивалась. Помимо этой алкоголизации археологического населения. Мне кажется, это частный случай.
Есть еще один интересный вопрос, который я задавала специалистам.
Потому что когда появилась знаменитая теория академика Фоменко, никто не обратил внимания в массах, что он академик не историк, а математик.
Ну, мы не будем конкретизировать всякие подробности, не будем углубляться. Весь фокус был в том, что это была интересно написанная история, которая опровергает практически всё, что мы знаем из средней школы - и это было не туда, и это веками поменялось, и этих было не трое, а один, а этих, наоборот, не трое, а четверо, и Ивана Грозного не было.
В общем, просто всё иначе.
Конечно, это страшно интересно, всех это страшно возбудило.
Но потом, когда начались вопросы к специалистам, выяснилось, что всё это абсолютно чётко раскладывается обратно, то есть доказывается, что такого быть не могло, потому-то и потому-то.
Среди людей, которые были в состоянии опровергнуть, были как раз прикладные люди, которые занимались источниками, и те, кто реально знают все руками.
И когда я говорю, что это вопрос очень острый был в какой-то момент для кого-то, то есть до драки доходило, люди отстаивали, апостолы этой теории появились…
А мне рассказывает Ольга Щеглова, как археологи реагируют на теорию Фоменко.
О.ЩЕГЛОВА: Ну, дело в том, что это для нас болезненный вопрос про археологию, а для Фоменко и компании болезненный вопрос про археологию, потому что археология - это единственная область исторического знания, которая явно показывает на ощупь то, что они неправы.
Потому что последовательность культурных слоев - новгородских, какого-нибудь Иерихона, где стоят многие многометровые толщи отложений, и они сформировались естественным образом, никакой злой волей никаких историков 17-го века это не объяснишь, это есть везде.
О.ЖУРАВЛЕВА: В общем, когда читаешь увлекательную книжку, то кажется, что всё очень здорово и прямо так логично одно из другого вытекает, а когда человек, который понимает, что слой на двадцатиметровой глубине не придумаешь и фальшивым образом его не закопаешь, и даже вот эти реконструкторы, о которых ты говорила в первой части нашей программы, они всё-таки не реконструируют реально.
Радиоуглеродный анализ или какие-то другие исследования позволяют же определить возраст не только по кольцу в дереве, но и гораздо более точные какие-то вещи.
Поэтому, в общем, есть некоторые вещи, которые владеют археологи. И, может быть, как никто другой.
Давай послушаем еще одну историю. Мне бы хотелось какую-нибудь прекрасную историю про археологов, с которыми вы встречались в жизни. 363 36 59. Мы слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Татьяна, Москва. Я хочу рассказать про свою дочь.
Она начала с того, что ходила в отряды «Дозор», которые раскапывали под Ржевом павших.
С девяти лет.
В результате она поступила в МГУ на истфак на вечерний.
В этом году у нее диплом,
работает в Историческом музее,
полностью в своей работе и зимой, и летом,
полностью в поездках.
О.ЖУРАВЛЕВА: Интересно живет, в общем, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Я сама геолог. Дочь даже развелась с мужем из-за того, что постоянно ездит. Он физик, они познакомились во время поездок по историческим местам. И ему не понравилось, что она постоянно уезжает из дома.
О.ЖУРАВЛЕВА: Понятно. Спасибо вам большое, Татьяна.
Я.МАРГАСОВА: Мы говорили о сложностях семейной жизни, когда говорили о геологах.
О.ЖУРАВЛЕВА: Знаешь, как цирковые женятся на цирковых, а археологи, желательно, чтобы всё-таки тоже как-то в своем кругу искали, чтобы человек понимал.
Ну извини меня, не могут всякие следователи милиции и прочие оперативные работники жениться только на оперативных работниках. Их столько просто нет.
Поэтому, к сожалению, да, бывает всякое.
Но когда мы говорим о том, что очень многие люди в детстве по каким-то причинам столкнулись с археологией, возникает вопрос.
Есть люди, у которых есть какие-то навыки,
но при этом они совершенно не профессионалы,
они не получили специального образования,
и вдруг им предлагают за хорошие деньги окопать что-нибудь.
Что в этом плохого?
Пошел, покопался.
Благо, ты знаешь, как это делается, у тебя уже есть какие-то намётки.
И ты становишься таким добытчиком для людей, которые тебе оплатят это все.
По-моему, замечательно. Прекрасно это всё.
Но, кстати говоря, говорят, что люди, которые по-настоящему археологию любят и понимают, никогда этого не делают.
Я.МАРГАСОВА: Ну, это, в общем-то, и незаконно.
О.ЖУРАВЛЕВА: Это незаконно. Чёрные археологи, чёрные копатели - это преступники. И Ольга, как мне кажется, объяснила это просто гениально - что такое чёрное и что в них черно.
ВЫГОВОР С ЗАНЕСЕНИЕМ
О.ЖУРАВЛЕВА: Ольга Щеглова объясняет нам, какая разница между настоящим археологом и «чёрным» археологом.
О.ЩЕГЛОВА: Ситуация тут вот какая.
Существует, скажем, в медицинских науках специальность прозектора, который совершает какие-то операции, препарирует мертвое тело. Этот специально.
Если на кладбище разрыта могила и осквернён прах умершего человека, это преступление.
И в лучшем случае, тот, кто это сделал, помещается в сумасшедший дом.
То же самое по отношению к археологическому памятнику.
Когда приходят обычно обеспеченные дяденьки с опытом работы с металлоискателем и говорят - «Вы кроты, а мы грачи; вы зарываетесь в землю, а мы спасаем древности, потому что у нас достаточно средств, сколько-то тысяч долларов, для того, чтобы купить хороший металлоискатель, и мы собираем с поверхности, и это наша собственность. И что вы можете запретить?»,
Вот это, на самом деле, абсолютно неправильный и губительный подход.
Потому что все эти находки вырываются из того контекста, из того единственного места, которое определяет их время, их историческую ценность, и всё.
Может быть, они попадают даже не на чёрный рынок, а в частные коллекции, но они напрочь исключаются из всего комплекса данных о культурном наследии.
О.ЖУРАВЛЕВА: А когда что-то исключается из всего комплекса данных, значит, с другими находками тоже происходят ошибки. Потому что ошибки в археологии тоже бывают.
Я.МАРГАСОВА: Но разъяснила Ольга очень наглядно, конечно.
О.ЖУРАВЛЕВА: По-моему, понятно - разница между прозектором и маньяком, который вскрывает могилы. Вот точно так же разница.
Граждане чёрные копатели, будьте, пожалуйста, бдительны и обратите внимание, что это не просто противозаконно, а это еще против смысла этого процесса.
Это как воровать.
Можно собирать благотворительные взносы, а можно приходить в квартиру и воровать. В общем, есть какая-то разница. У нас с тобой на кону наша любимая рубрика - «Дурацкие вопросы».
ТРИ ГЛУПЫХ ВОПРОСА
О.ЖУРАВЛЕВА: Какой самый глупый вопрос я могла задать специалисту по средним векам?
Специалист по средним векам Сергей Белецкий, конечно, сказал, что глупых вопросов не бывает, бывают дурацкие ответы.
Но я спросила, существует ли Священный Грааль и действительно ли тамплиеры скрылись, их не казнили, и вообще всё с ними хорошо, они спаслись?
С.БЕЛЕЦКИЙ: По поводу Грааля ничего не скажу. Не знаю. И про тамплиеров тоже не скажу. Я не знаю этого. Думаю, что в значительной степени это вопрос веры.
О.ЖУРАВЛЕВА: Вопрос веры. Верите в тамплиеров - ищите. Найдете - расскажете.
Следующий вопрос, который я задала Ольге Щегловой, потому что она преподаватель, она как раз будущих археологов встречает первый раз. Я себе представила, как она говорит: «Вы вступаете…» Что вы говорите студентам, спросила я. Ну, и Ольга мне ответила.
О.ЩЕГЛОВА: То, что говорят все ребятам, которые приходят в эту профессию - что они выбирают образ жизни, который захватит все сферы их жизни.
Никогда не будет у них 8-часового рабочего дня,
у них не будет отпуска в летнее время,
они никогда не поедут к теплому морю.
Даже если они едут в археологическую экспедицию на разные всякие моря.
Их не ждут лавры Шлимана, потому что на самом деле это достаточно рутинная работа.
И тем не менее, очень немногие из тех, кто делает этот шаг, потом от него отказываются.
О.ЖУРАВЛЕВА: Ну вот о чем говорила Ольга - что отказываются крайне редко.
Я.МАРГАСОВА: Ольга, ну вдруг их ждут лавры всё-таки?
О.ЖУРАВЛЕВА: Нет, ну Шлиман был любитель и при этом страшно везучий любитель. И, по-моему, достаточно состоятельный.
Вот это вот удивительное сочетание - удачливости, идейности, состоятельности - это, конечно, здорово.
А вот Виктор Лебединский ответил мне на вопрос, мечтал ли он найти клад. Я сразу подумала - затонувшие корабли, пиастры. И конечно, я решила, что как нормальный ребенок он должен был с детства мечтать найти клад.
В.ЛЕБЕДИНСКИЙ: Вы знаете, как такового такого не было. Чтобы вот в нашем представлении клад, какие-то там сокровища, бриллианты. Нет. Вы знаете, интересовала вообще история - откуда есть пошла наша с вами жизнь.
О.ЖУРАВЛЕВА: И вот это самое интересное. Что человек, который хочет найти древний лапоть больше, чем золото и бриллианты позавчерашнего выпуска, вот он, наверное, и есть археолог.
Завершаем эфир письмом от Олега из Тольятти: «С детства мечтал стать археологом после посещения музея, однако стал режиссером. Но зависть к археологам осталась. Всегда внимательно смотрю под ноги и даже собрал немного артефактов».
Я.МАРГАСОВА: Снимайте кино.
О.ЖУРАВЛЕВА: Это прекрасно, по-моему.
Следующий у нас будет человек, который, наверное, тоже смотрит под ноги и вокруг. Мы хотим поговорить о профессии егеря. Сами боимся - не знаем, найдем ли мы егерей. Но я надеюсь, что вы нас не подведёте, как всегда, и к букве Е приступим триумфально. «Послужной список», Яна Маргасова, Ольга Журавлева. Всем спасибо. До свидания.
Я.МАРГАСОВА: Всего доброго.
Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/pspisok/580291-echo/ © 2004 - 2008,
Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/