О Марке Аврелии в эховской программе ВСЁ ТАК! Окончание

Jan 03, 2009 18:09


Начало см http://l-fi-hran-rim.livejournal.com/2215.html

Иллюстрации (из Яндекса) см - http://l-fi-hran-rim.livejournal.com/3092.html

--------------------
"
НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ: 18:35 в Москве. Это программа «Всё так». Мы с Натальей Басовской говорим о Марке Аврелии. Я спросил у вас, почему не была разрушена римскими папами конная статуя Марка Аврелия, хотя все языческие памятники были разрушены. Правильный ответ, естественно, что его приняли за другого человека, они же его лицо не знали, фотографий не было, за императора Константина, который сделал христианство официальной религией Римской империи, за Константина Великого. И компьютерную игру «Древний мир» получает Дима, чей телефон начинается на 593, Ирина - 134, Денис - 241, Ольга - 762, Борис - 673, Андрей - 180, Анастасия - 544, Владимир - 038, Зоя - 754, Андрей - 242.

Марк Аврелий. Усыновлённый, женатый на дочери императора. Умирает император, умирает Антонин Пий 7 марта 161 года. И вдруг совершенно неожиданно…

Н. БАСОВСКАЯ: Антоний Пий получил это прозвище Пий потому, что высоко ценился современниками, т.е. ушёл очень хороший император, благочестивый император, добропорядочный, что ли, спокойный. А наследник Марк Аврелий и сонаследник Луций Вер 23 года ожидали этого ухода. Тем не менее, передача власти произошла спокойно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Им по 40 лет.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Им по 40 лет. И Марк Аврелий первым подчеркнул, что их двое, что у него есть соправитель. Марк Аврелий преемник, а Луций Вер соправитель. Немедленно пригласил его и в течение 8 лет со 161 по 169 год они были соправителями. И опять никаких данных о том, что между ними была какая-то борьба. Хотя все источники и все авторы, пишущие об этом, отмечали, что это были разные люди. Никакой философичности у Луция Вера не было, он был человеком совершенно других наклонностей, предпочитал весёлую жизнь, умел широко тратить, транжирить деньги, любил и умел воевать. Марк Аврелий воевать не любил.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но умел.

Н. БАСОВСКАЯ: Был вынужден. Любопытно, что у него, конечно, в поведении есть намёки на то, что в этих своих диалогах с совестью он добивался побед личных над каким-нибудь сомнениями, тревогами, которые противоречили этому предхристианскому мировоззрению. Прежде чем говорить о том, как же он правил, а правил он совсем неплохо, ещё чуть-чуть о дневнике, чтобы он нас не совсем победил, но и забыть его никак нельзя. Я зачитаю несколько его мыслей и наверное, выражение «Предчувствие христианства» станет всем понятно.

«Никогда не следует отвечать злом на зло. Лучший способ оборониться - это не уподобиться обидчику». Наивно? Но чисто христиански. Он пишет даже о любви к врагам. «Помни, - говорит он сам себе, - даже ненавидящие тебя по природе, твои друзья». Называл себя гражданином мира. Это совершенно не римская позиция. Настоящий римлянин никакой не гражданин мира. Только римского мира. Вот это да. Римский мир. А весь остальной за пределами Рима - это не мир, это варварская периферия. А у него так. Все мы люди. Уже живёт эта мысль, которая укоренилась в христианской религии, никуда от этого не уйдёшь. Но он не считает себя христианином.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, он преследует христиан, ну что Вы, Наталья Ивановна! Вы как-то сразу его записали в тайного христианина.

Н. БАСОВСКАЯ: Он не прекращает преследования христиан. Он лично этим не увлекается, но не прекращает. Он борется, видимо, со своим собственным соблазном принять эту религию. «Не живи так, точно тебе предстоит еще 10 тысяч лет жизни. Уже близок час. Пока живёшь, пока есть возможность, старайся стать хорошим». Что он? Может быть он в этом теоретик?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Теоретик, теоретик!

Н. БАСОВСКАЯ: Да не совсем! В 171 году произошло знаменитое восстание на востоке, возглавленное наместником императора на востоке Овидием Кассием, героем войны с Парфией, которого обожал Рим, замечательный полководец. Он возглавил восстание с целью свержения Марка Аврелия, и с целью захвата власти, абсолютно в духе традиционных римских императоров дохристианской и христианской эпохи.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давайте в его оправдание скажем, что на востоке широко распространились слухи о том, что император умер. И легионы на востоке провозгласили Кассия своим императором.

Н. БАСОВСКАЯ: Кто как толкует. Кто-то считает, что Кассий поднял элементарный бунт. Но он не удался. Марк Аврелий собрался на подавление бунта. Он долг императора Рима понимал прекрасно. Но в своей душе предчувствия были. Кассий был убит своими сторонниками. Когда они увидели, что дело плохо, что римские легионы приближаются, они его убили. Но все современники твердят, что ко всем остальным Марк Аврелий отнёсся очень милосердно, не в традициях былых страшных времён Суллы, Августа, Нерона, там кровь рекой лилась. Очень милосердно. И даже пишут современники, что если бы в его власти было, то и Кассий остался бы жив, только был бы наказан.

То есть, в его душе шла постоянная битва, его душа ощущала, что правы эти христиане.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ой… Наталья Ивановна…

Н. БАСОВСКАЯ: Откуда же у него эти сомнения?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Подождите. Он не принимал, это тоже есть в дневнике. Он считал, что христиане фанатичны.

Н. БАСОВСКАЯ: Совершенно верно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А во-вторых, он не признавал фетишизма, обожествления одной фигуры, непонятно какой, непонятно кого. Давайте, чтобы наши слушатели не поняли, что он был тайным христианином.

Н. БАСОВСКАЯ: Ни в коем случае. Но сомнения какие-то, что какие-то переустройства римской души должны произойти, были. В 169 году в походе против германцев умер его соправитель Луций Вер, он остался единственным правителем. Может он сразу изменился? Может появились какие-то тиранические признаки в его правлении? Давайте посмотрим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Скажем, что Луций Вер умер своей смертью.

Н. БАСОВСКАЯ: В походе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он его терпел.

Н. БАСОВСКАЯ: Хотя было трудно подчас. Финансово трудно. Транжирил очень много денег. Он проявлял уважение к Сенату. Дружно говорят все. А это непросто, потому, что императорская власть, императорское положение, тем более единоличного правителя, большой соблазн. Всех сенаторов отправить как можно подальше. Он следовал той самой линии сочетания единоличного правления и свободы, которые со времён Нерва и Трояна было заложено. От завоеваний он перешёл вынуждено к обороне. Дело в том, что Римская империя именно в это время… Троян последнюю провинцию завоёвывает, Дакию, первую, её римляне оставляют. Нет уже силы. А Троян его предшественник.

От завоевательной политики они переходят к обороне. Защищаясь от Парфии, правда, они нанесли ей очень чувствительный удар, за что Марк Аврелий получил триумф, но нисколько голова у него не закружилась.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но всё-таки, Парфию отбил тот самый Кассий, который потом…

Н. БАСОВСКАЯ: И Луций Вер.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А триумф получил Марк Аврелий.

Н. БАСОВСКАЯ: Как и положено императору. Он стал заниматься обороной границ, создав систему укрепления империи в придунайских областях, в областях германии, потому, что там всё время эта активизация периферии ощущалась. Заметил, и его предшественники заметили, а он развивал эту тему, т.н. рабский вопрос. Вот опять, Алексей Алексеевич, Вы конечно правильно говорите, что не надо его только записывать в христиане. Он ходил на гладиаторские игры. Правда, очень смешно. Сидя на гладиаторских играх или там, где христиан могут пожирать дикие животные, он сидел, но что-нибудь читал и конспектировал. Чтобы нотариального участия в этом не принимать, отказаться от римскости не может, и в то же время ему это претит.

Есть проблема в Риме, что покуда есть разделение на рабов и свободных антагонистическая, безмерно острая, непреодолимая, это какой-то изъян, какая-то опасность для Рима. Уже Сенека писал, учитель Нерона, знаменитый философ, что некоторые сенаторы, горячие головы, предлагают ввести форму для рабов. Воображаю, что будет, если рабы начнут нас считать. Самые умные догадались - опасно, что свободные превращаются в горстку, окружённую морем ненавидящих их рабов. И Марк Аврелий продолжал линию по робкому, осторожному, мы помним, как в России, каково было отменить крепостное право, осторожное ограничение прав свободных людей по отношению к рабам. Тенденция к превращению их в колонну, в полусвободных.

То есть, закон о защите их имущества, мелкого, жалкого, но имущества, чтобы его защищали. Поощрение отпуска на волю раба по каким-то особым причинам, за особые заслуги. То есть, вот это всё он пытался продолжить, это шаги и по защите Рима, и внутренние…

А. ВЕНЕДИКТОВ: И по развалу Рима.

Н. БАСОВСКАЯ: Да! Страшная, безнадёжная ситуация.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Когда в 166 году, когда ещё был жив Луций Вер, когда было два соправители, когда германские племена те самые начинают вторгаться, подходят к границам империи, что он делает? Он предлагает вооружить гладиаторов и рабов. Дать оружие и отправить на защиту границы. И чуть было не получил на свою голову восстание в Риме. Как рабам доверить оружие? Между прочим, восстание Спартака 230 лет назад.

Н. БАСОВСКАЯ: Они жили на пороховой бочке ни одно столетие. И самые умные головы это уже понимают, а преодолеть это безмерно трудно. Да, Марк Аврелий окружил свой трон философами. Главный среди них - Квинт Рустик, из его учителей, вызвал так же в Рим Аттика, Фронтона, Клавдия Севера, всех, кого мог, самых философских философов. В Афинах учредил 4 кафедры философии. Для каждого направления. Для академического направления философии, для перепотетического, стоического и эпикурейского, так они в это время разделялись. Пожалуйста, всем по кафедре, а профессоров этих кафедр взял на государственное содержание. То есть, он хотел быть философом на троне действующим, не философствующим, а действующим.

Он очень увлекался государственной благотворительностью, давал много денег на воспитание бедных детей из бедных семей, ввёл специального претора, специального крупного чиновника по наблюдению за этой социальной деятельностью, боролся за контроль в судах, чтобы было больше справедливости. Некие меры по защите Пикулия, раба, его имущества, дополнительные принимал. Но как только начал, пусть даже по мелочи, поощрять отпуск рабов на свободу, даже за особые заслуги, одни сенаторы довольны, другие нет.

Это лезвие бритвы. Рабство обрекало Рим на потенциальную гибель. Рабство и вот это самодовольное, самоуверенное отношение ко всему окружающему миру, кроме Рима. Наедине с собой он говорит: «Мы все граждане мира». Скажи он это вслух, его бы зарезали.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но надо понимать, что он это делал не исходя из тех позиций, которые Вы сейчас от себя излагаете, Наталья Ивановна, я имею в виду социальных позиций не допустить взрыв. Это он апеллировал к совести. Они, всё-таки, люди, у них должны быть свои права, как у жителей, не как у граждан.

Н. БАСОВСКАЯ: Это антиримская мысль.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но это не социальная мысль - давайте поможем бедных, давайте освободим рабов.

Н. БАСОВСКАЯ: Я сказала, что как мы сказали бы сегодня. Безусловно, Алексей Алексеевич, это совершенно неподходящая категория к той эпохе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но это антиримская мысль.

Н. БАСОВСКАЯ: Это антиримская мысль, потому, что по классическому римскому самосознанию люди делятся на людей и INSTRVMENTVM VOCALE, это классическое рабство, говорящий инструмент. И потому так бьётся внутренняя жизнь, так мучается внутренне человек, который в этом усомнился. В этом сомневался уже Сенека более столетия назад. Сильно сомневался. И писал, с другом своим переписывался, что только задумывается, как учат христиане, что все люди люди, потом пойду, поколочу раба за что-нибудь, за проступок, и чувствую, что вышел опять из этих великих размышлений о том, что все люди люди.

Умел ли он управлять, Марк Аврелий? Видимо, да. Потому, что его приёмный отец Антонин позаботился, чтобы он прошёл некие ступеньки государственного опыта. У Марка Аврелия к его 40-летнему водворению на престол, когда ему в возрасте 40 лет… Был опыт государственной деятельности. Он уже был квестором, это высокий чин и большая административная деятельность в системе римских должностей. Он был консулом три раза. И хотя над всеми консулами этой эпохи были императоры, всё-таки, консулы, это опять, как мы скажем сегодня, действующие чиновники высокого ранга с немалыми полномочиями.

Мир с Сенатом он стремился сохранять всячески. Уважение к законам. Гуманизм. Он стремился. Но вынужден был всё время воевать. В своих дневниках он отмечает, что война, как таковая, ему не нравится. Но не защищать римский мир, который трещит, начинает трещать на границах, он не может. И он всё время воюет.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Причём сам, в походе.

Н. БАСОВСКАЯ: Во многих походах участвует сам. Трагический аспект этих походов был тот, что со времён Парфянской войны, а затем и в войнах с германцами, в Рим занесена эта самая чума.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Называется Антонинова чума.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Она никак оттуда не хотела потом выселяться. Она поселилась в Риме.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это не эпидемия в смысле, что прошла, все умерли, и она ушла. Нет.

Н. БАСОВСКАЯ: Там было в средневековой Западной Европе. Она как-то поселилась, может быть это была вариация инфекции. Мы не медики, хотя медики об этом немало рассуждают и с огромным интересом. Она как будто поселилась. И тоже многие, конечно, как во всех таких событиях традиционных обществ - чума, начинали рассуждать, что это наказание. А рядом христиане говорят: «А мы знаем, за что это наказание». Христиане преследуемые, принимающие героически мученическую смерть, не сдающие своих убеждений. Примеров таких много. Верующие в то, что рано или поздно установятся светлые отношения и все люди будут людьми. И как бы там наедине с собой император не мучился, он видел факты: чума поселилась и не уходит. И он, отстаивающий римский мир по своему происхождению, по своему усыновлению себя, я имею в виду.

По всем римским канонам своей семьи, по своему абсолютно римскому, абсолютно не христианскому образованию. Философия - это римское образование. Но она выводит его за границы узкого представления о мире. Философия содействует расширению его сознания. Он делает не то, к чему его зовёт этот внутренний голос, но не делать это не может. Он римский человек. Все корни его в Риме.

И в итоге что он делает? Воюет. Воины на Дунае непрерывны. Получившие название маркоманских войн, потом с яцигами, квадами, это всё германские племена, сам пишет в 176 году, что он одержал победу над германцами и сарматами. Причём уж кого они точно называют тут сарматами, германцы - это все, кто более-менее к северо-востоку и долина Дуная. А сарматы - это всё где-то в неведомых европейских, но неизвестных точно римлянам просторах.

А. ВЕНЕДИКТОВ: У нас есть слушатель, который нам пишет, его зовут Сармат из Владикавказа.

Н. БАСОВСКАЯ: Экзотично.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Надо сказать, что если считать вместе с соправителями, с 25 лет его правления, 7 лет соправителем, ещё 18 самостоятельно, 4 года не было войны. Из 25 историки римские подсчитали, что у этого императора миролюбца, реформатора, философа, 4 года из 18, когда он был единственным правителем, не было войны. Всё остальное - война. То с Парфией, то с испанцами, то на Балканах, война бесконечная.

Н. БАСОВСКАЯ: И это нормальное состояние Рима. Год, когда нет войны времён прошлого, допустим, поздней республики, принципата, это считалось трагически опасным. Сейчас же надо подумать, почему закрыты двери храма Януса. Если его двери открыты - есть война, закрыты - мир. Классический Рим, поздней республики и принципата миролюбие не считал достоинством. И никакого Пия там быть не могло. Миролюбец в те времена это ненормально, это аномалия. Времена Суллы и Цезаря, который гораздо симпатичней Суллы, но, прежде всего, он полководец.

Правда, странноватая политика милосердия по отношению к врагам, но пробиваются в душах людей, в их сознании невероятно медленно, потому, что жизнь наша коротка, эти какие-то микрокосмические мысли о том, что мир может и должен быть лучше. Они не побеждают, тем более, не побеждают легко, но они есть. Особенность исторического взгляда на человеческую историю, то, что мы смотрим, как историки на это, в том и состоит, что мы преодолеваем эти расстояния, недоступные одной индивидуальной человеческой жизни, и видим, что эти мысли столетиями пробивали себе дорогу.

И христианство не станет совершенством. У него появятся свои ошибки, заблуждения, фанатизм, крестовые походы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы имеете в виду, как система ценностей, образ жизни.

Н. БАСОВСКАЯ: Она прекрасна, но она же идеально не будет выполняться! И в итоге наш великий миротворец в душе, Марк Аврелий, воюет большую часть лет своего правления.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И даже жена его вышеозначенная умерла в походе.

Н. БАСОВСКАЯ: Мать лагерей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати! Мать военных сборов. Я бы так это перевёл.

Н. БАСОВСКАЯ: Она в летнее время принимала участие.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Надо же такое прозвище заслужила жена императора - мать лагерей. Это значит, что всё в походах, со всей семьёй в походах.

Н. БАСОВСКАЯ: Откуда прозвище? Ему надо было нечто противопоставить её репутации развратности.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я понимаю. Но армия его любила.

Н. БАСОВСКАЯ: А сенаторы поддались и оказали ей все почести, которые он хотел. Но он сам, вечно воюющий, противоречащий собственной идее, не может не воевать потому, что он римлянин. Но самый страшный поступок он совершает в 176 году, за 4 года до своей кончины и ухода из Истории. Он назначает своим соправителем, а значит наследником сына Камода.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Смотри фильм «Гладиатор»,

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Прекрасно знал, говорил, замечал, что Камоду не надо править. У него у самого опыт другой. Он усыновлённый. Он никого не усыновил. Коммод оказался неким чудовищем на троне.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Император-гладиатор.

Н. БАСОВСКАЯ: Но прежде чем он им стал, как ушёл из жизни Марк Аврелий. Он очень много, я уже коротко об этом сказала, говорил о том, что кончина к нему приближается, хотя стариком… ну, 60 лет… глубокой старостью не отличался. Но для тех времён, конечно, время жизни. И он чувствовал, он предвидел свою кончину. Значит не назначать Коммода своим соправителем мог. У него было 4 года до смерти. Поразительный это вопрос. И моему уму до конца не постижимый. У него, правда, были и другие дети, были смерти других детей, он тяжело их переносил. Коммод прекрасный внешне, атлет, подражающий ни кому-нибудь, а герою римской мифологии Геркулесу, обожающий наряжаться так, как Геркулес, более 200 раз выходивший на арену, сменит Марка Аврелия. Это трагедия Рима.

Умер Марк Аврелий в походе от чумы, не допуская к себе в палатку никого, даже Коммода, во избежание заразы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: На месте нынешней Вены. Вот туда его унесло от Рима.

Н. БАСОВСКАЯ: Ровно на месте Вены. Хотелось бы поверить Платону, которому верил Марк Аврелий. Государства процветали бы, если бы философы были властителями, или если бы властители были философами. Марк Аврелий был философом и властителем! Но передав власть Коммоду. Он ускорил и без того неизбежную трагедию римской цивилизации. Ибо III век будет веком глубокого, почти безнадёжного кризиса. Но Рим вырвется потом, ненадолго.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Потом. Наталья Ивановна Басовская в программе «Всё так».

Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/vsetak/562964-echo/
© 2004 - 2008, Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/ "

Марк Аврелий; ЭхоМск

Previous post Next post
Up