Художник по костюмам Дмитрий Андреев и фильм Р. Хамдамова "Яхонты. Убийство" ("Мешок без дна")

Jul 24, 2013 10:19

Читая блоги других авторов, пишущих о кино, пришла к выводу, что сама я смотрю фильмы не так, как они. Например, для меня выразительность видеоряда важнее текста, произносимого актерами. Именно поэтому я очень люблю фильмы режиссеров-художников: Франко Дзеффирелли, Тима Бёртона, Питера Гринуэя и Рустама Хамдамова. Кстати, меня не раз уже спрашивали, почему я не сделаю пост о Рустаме Хамдамове. Писать о человеке, чье творчество любишь, очень сложно, поскольку хочется, чтобы все также прониклись этим чувством. Но фильмы Хамдамова не для всех. Свои истории режиссер рассказывает через световые блики, через ритм звуков, через тембр голоса, через фактуру ткани и объем костюмов... Как-то, под впечатлением от выставки Хамдамова в Галерее на Солянке, я спросила режиссера с которым мы снимали сериал, как он относится к творчеству Рустама Хамдамова, на что тот ответил: "Очень хорошо отношусь. Я осознаю, что он - Поэт, а я - ремесленник".  Точное определение. В принципе, научить ремеслу режиссера можно практически каждого, но вот воспитать в человеке поэтическое видение мира невозможно, оно либо есть, либо нет.





Поводом для написания этого поста послужило моё знакомство с художником по костюмам Дмитрием Андреевым, который работал на новом фильме Хамдамова «Яхонты. Убийство», который, надеюсь, скоро выйдет на экраны.




Фото со съемочной площадки фильма "Яхонты. Убийство". Фотограф Сергей Табунов.

Я уже давно (очень давно!) хочу писать в своем блоге о российских художниках по костюмам, но сами художники сильно смущаются, когда говорю им об этом, переживают, что несут ответственность за конечный продукт: "Да, наши костюмы были красивыми, но фильм-то, в целом, неудался". Работать на отечественных исторических фильмах очень сложно, поскольку у наших продюсеров совершенно не голливудский финансовый размах при вполне голливудских ожиданиях. И даже в таких условиях художники ухитряются создавать невероятной красоты костюмы. Как им это удается? Я задала этот, и другие интересующие меня вопросы, одному из ведущих российских художников по костюмам Дмитрию Андрееву. Поскольку у меня сейчас идут съемки, а у Дмитрия  - подготовка к серьезному проекту по Ф. Достоевскому, нам сложно встретиться и поговорить, поэтому я попросила его ответить на вопросы письменно. На мой взгляд, получилось очень интересное интервью, за что большое спасибо Дмитрию!




Дмитрий Андреев (слева, разумеется) на съемках

Сначала избранная фильмография художника по костюмам:

«Белый тигр» (2012) реж.К. Шахназаров




«Печорин» (2011) реж. Р. Хрущ




«Севастопольские рассказы» (2010), реж. А.Бруньковский, С.Резвушкина




«Пелагия и белый бульдог» (2009), реж. Ю.Мороз







«Братья Карамазовы» (2009), реж. Ю. Мороз




«Нанкинский пейзаж» (2006), реж. В.Рубинчик




Теперь наше интервью))




la_gatta_ciara: Как Вы решили стать художником по костюмам?

Д.А.: «Решил не сразу. С детства шил. Впрочем, эта история всегда одинакова у всех мальчиков - будущих художников по костюмам и дизайнеров) Шил для кукол одежку. Одеяльца, наволочки) Неплохо рисовал. С детства увлекался театром. С отцом по ролям читали киносценарии, пьесы (их было всегда вдоволь дома). Устраивали домашние спектакли. А ведь нужны были костюмы к этим спектаклям. Что-то стал сочинять из подручных средств. Резал мамины комбинации, брюки, панбархатные бабушкины платья 40-х годов. Тренировался) Тайком от мамы пытался шить на ножной "Веритас". Она ключи прятала). По окончании школы пришел в школьный драм-кружок. Играл принцев, королей. Один был на весь дамский коллектив) И опять надобились костюмы. Шил, примерял теперь уже не только на себя, но и на соратниц. Это были мои первые ПРИМЕРКИ! Потом были неоднократные поступления на актерский во ВГИК, Щуку, ГИТИС. Один умный режиссер мне объяснил, что актерское ремесло - не мой удел. И как отрезало. Через несколько лет случайно проходя мимо Школы-студии МХАТ увидел объявление о наборе на курс художников-технологов по костюмам (мастерская Маклаковой Элеоноры Петровны). И вот оно чудо! И как всегда, мужского пола я был один на курсе. Меня взяли без специального худ. образования, сначала на испытательный срок, а потом уже и официально».










фотографии со съемок фильма "Печорин"

la_gatta_ciara: Вы же работаете дуэтом? Почему?

Д.А.: «Наш дуэт с Владимиром Никифоровым сложился 10 лет назад. Мне предложили сделать первую в моей жизни историческую картину. Ассистентами я к тому времени еще не обзавелся. Мы с Володей общались просто "в миру". И тут мне пришла идея предложить ему помочь мне. Он с готовностью согласился. И с тех пор мы работаем вместе.




Владимир Никифоров и Дмитрий Андреев

У нас логичное разделение обязанностей. Володя незаменимый помощник и друг в любой критичной ситуации. Все организационные, финансовые, отчасти и творческие проблемы возложены на его плечи».

la_gatta_ciara: Какие художественные задачи ставил перед Вами Хамдамов?

Д.А.: «Творческие задачи....Мммм...Уже год прошел) Сказочный сценарий его второго фильма (из трилогии "Самоцветы") "Яхонты. Убийство" предполагал и наличие "сказочного" похода).




(Сценарий картины «Яхонты. Убийство» основан на рассказе Рюноске Акутогава «В чаще». Сюжет фильма разворачивается во времена Александра II.




Придворная фрейлина в спальне у Императора рассказывает метафизическую сказку, действие которой происходит в XIII веке: в лесу при таинственных обстоятельствах убит Царевич.




Сказочные персонажи, свидетели злодеяния, излагают различные версии событий, которые проливают свет на случившееся. Источник: Кинопоиск)



















История была замешана на русском этносе, сказках. Эти сказки мы все видели еще маленьким детьми. Фильмы Роу, Птушко - вот те ориентиры, та стилистика, которую просил задать в костюмах Мастер. Конечно, Рустам снова и снова цитировал нам фрагменты из своих предыдущих работ. Главным образом "Нечаянные радости". Там был эпизод, когда главные героини на съемочной площадке переодевались в стилизованные русские костюмы с огромными кокошниками и преувеличенными формами сарафанов и душегрей. Тогда эти костюмы он создавал сам из подручных материалов, халатов, отрезков дорогой старинной парчи, церковных облачений. Нам предстояла непростая и ответственная задача одновременно соединить его решение со своим взглядом.




Кадр из фильма "Нечаянные радости"




Картина Р. Хамдамова

И конечно мы пристально изучали альбом с фотографиями гостей легендарного бала 1903 года. В придуманных костюмах этих князей, царей присутствовала именно та степень стилизации, которую, на мой взгляд, от нас требовал Рустам.



Мария Николаевна Лопухина (Клейнмихель)



Княгиня Ольга Константиновна Орлова

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Костюмированный_бал_1903_года?uselang=ru

Конечно, немые исторические фильмы 1910 - 1920-х годов нам тоже были в помощь. Рустам, как известно - ПЕВЕЦ этой эпохи немого».




Звезда немого кино Теда Бара




Лилиан Тэшман




la_gatta_ciara: Как Вы собирали материал для фильма? Как создавали костюмы?

Д.А.: «Пересмотрев многое и многое поняв, мы предложили Мастеру начать с кладовых Мосфильма. Учитывая предельно скромный бюджет картины, мы решили максимально обойтись подбором. НО КАКИМ! До сих пор в закромах мосфильмовских складов хранятся подлинные облачения конца 19 - начала 20 века, костюмы к фильму Эйзенштейна также сшиты из старинных церковных тканей. Этих костюмов сохранилось немного, но они есть! Это было чудо.



Кадр из фильма "Иван Грозный"

Не без труда мы уговорили Мастера приехать на студию и провести фотопробы актеров в костюмах времен Эйзенштейна. Увидев все это великолепие, он пришел в полный восторг, и работа закипела.




фото с проб




Покупали мы минимально. Любые современные ткани бледнели на фоне старинной парчи и бархата. Кое-что пришлось отреставрировать, немного переделать, на некоторых предметах дошить отделку.




Фото со съемочной площадки фильма "Яхонты. Убийство". Фотограф Сергей Табунов.

Венец Царевны заказывали по образцу венца, выполненного к фильму "Нечаянные радости". (Мы его совершенно случайно обнаружили в недрах складов Мосфильма).







Какие-то предметы принес нам Рустам, пошли в ход предметы и из нашей скромной коллекции.Все в дело!) На съемках царила предельно благостная атмосфера. Рустам работает неспешно, вдумчиво. Решение принимает не сразу, но раз и навсегда. Это дорогого стоит. Вся группа сплотилась вокруг Рустама. У всех было ощущение полнейшего кайфа. "МЫ СНИМАЕМ НАСТОЯЩЕЕ КИНО!" Лозунг этот был написан у каждого на лице) Мы ловили тончайшие нюансировки света, тени, оттенка листвы дерева...










Так теперь, увы, не снимают. И каждый день рядом с таким человеком был особенным, единственным в своем роде. Я очень боюсь, что это время больше никогда не вернется ко мне».

От всей души желаю Дмитрию еще много интересных проектов (и с тем же замечательным Рустамом Хамдамовым)! Ведь российскому кинематографу так необходимы настоящие Художники и Поэты.

В посте использованы фотографии из личного архива Д. Андреева, а также фоторепортажи со съемочной площадки фильма "Яхонты. Убийство" Сергея Табунова и Георгия Пинхасова.

И еще информация от suphix: "Димины костюмы "екатерининского времени" можно сейчас посмотреть на выставке в Хлебном доме в Царицыно.
Как раз и костюм императрицы из первой серии "Севастопольских рассказов", что и у Вас на фото, тоже там есть". Так что, у москвичей есть возможность увидеть костюмы Дмитрия Андреева с близкого расстояния и "вживую"!

Еще старые посты:

про Лёву Новикова, работавшего с Хамдамовым http://la-gatta-ciara.livejournal.com/24255.html

Про русских художников по костюмам:

Нелли Фомина и "Солярис" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/125554.html

Костюмы и декорации фильма "Человек-амфибия" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/59269.html

Наталья Полях и "Графиня де Монсоро" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/26254.html

сказка, любимое, Рустам Хамдамов, российское кино, Д. Андреев, художники по костюмам, российские художники по костюмам, этника, интервью, материалы

Previous post Next post
Up