Наконец готовы еще две части моей работы по рассматриваемой теме. По ссылкам можно ознакомиться с
первой,
второй,
третьей,
четвертой и
пятой частями. Следует заметить, что в четвертой части добавилось еще одно примечание - за номером 16 (оно касается влияния работ Тимофея Михайловича Бондарёва и Василия Кирилловича Сютаева на мировоззрение Льва Николаевича Толстого). Соответственно, все последующие примечания также изменили свою нумерацию. Ну, а здесь размещена шестая часть работы "Прекрасное далеко"
Спутницы Аполлона
Науки, конечно же, должны стать определяющим направлением деятельности человеческой цивилизации, однако нельзя будет отмахиваться и от искусств, как от ненужных.
Ведь хотя человек и назвал себя разумным, при принятии тех или иных решений он по-прежнему, как и все остальные высшие животные, руководствуется, прежде всего, эмоциями. Даже математик или ученый-естествоиспытатель, находя решение сложной задачи, или снимая ожидаемые (исходя из теоретических расчетов) показания прибора во время натурного эксперимента, нередко испытывает внезапное экстатическое блаженство - иной раз не меньшее, чем при оргазме (как говорится, у него «ёкает сердце»). А какие эмоции испытывает педагог, когда после его объяснений «вдруг прозревает», казалось бы, безнадежный двоечник? Поэт, «внезапно» нашедший нужную рифму? Оперный тенор, чисто взявший верхнее «до»? При этом неудачи в подобных случаях вызывают отрицательные эмоции - разочарование, раздражение, порой даже гнев. Как ни странно, но именно поисками эмоций человек стал заниматься после того, как у него появилось достаточно много свободного времени, и отпала необходимость постоянно думать о том, чем он завтра будет кормить своих детей [28]. Так, вожди и цари с древности развлекались охотой не с целью добыть средства пропитания, а просто ради забавы. На Руси князья в раннем Средневековье тешили душу также и рыбалкой. А греки, например, еще в античности для этих целей создали такой невиданный доселе у человечества институт, как театр. И ввели понятие для весьма важных в их представлении занятий, которые они назвали искусствами. Даже специальный бог им покровительствовал - Аполлон [29] по прозвищу Феб, то есть «лучезарный». Сопровождали его девять муз, каждая из которых покровительствовала тому или иному искусству. Понятия об искусствах и их значении в жизни человека со временем распространилось по всему миру. Кроме того, за прошедшие века сильно изменились как сами искусства, так и понимание их роли для каждого из нас. Хотя за этим родом человеческой деятельности и осталась его главная функция, обеспечение эмоциональной нагрузки на человека, к ней прибавились, и весьма существенно, что характерно, такие важные составляющие, как пропаганда и образование, а в детском возрасте искусство играет также еще и воспитательную роль. Впрочем, эти функции были характерны для искусств изначально, хотя они и не осознавались. С незапамятных времен народные сказки и колыбельные песни обеспечивали формирование национальных характеров. Разнообразные героические эпосы и мифы - это чистой воды пропаганда, а песни и танцы несли в себе как информацию, необходимую для адаптации поведения человека к окружающей обстановке (к примеру, обучали молодежь приемам охоты) [30]. В общем и целом, именно искусства формировали самые различные культуры как таковые, которые, в свою очередь, становились базами для образования и развития всевозможных цивилизаций. С самого раннего детства произведения различных искусств дают каждому из нас представление о прекрасном и безобразном, формируют понятия о добре и зле, выстраивают шкалу ценностей, чему ярчайшим примером является стихотворение Владимира Маяковского для детей под названием «Что такое хорошо, и что такое плохо». Нет сомнений в том, что весь подобный опыт, накопленный человечеством за десятки тысячелетий, необходимо будет использовать самым активным образом. При этом образовательная роль искусств вырастает настолько, что переоценить ее попросту невозможно. И цифровые технологии тут следует использовать по максимуму. Причем речь идет не только о высококачественных (в смысле подачи материала, а не в смысле картинки и звука) учебных фильмах [31], которые, безусловно, необходимо будет выпускать, но и об общении педагога и ученика онлайн. То есть, по-видимому, придется создавать новую форму обучения, своеобразный синтез классно-урочной системы, системы древнегреческих философских школ, индивидуального репетиторства, наставничества и дистанционного обучения - в общем, с учетом всего опыта передачи знаний и навыков новым поколениям.
Однако было бы, наверное, неправильным отказываться и от чисто развлекательной роли искусства - постоянная работа мысли и души тоже может оказаться чрезмерно утомительной и способна вызвать ответный протест. Те же самые легкие комедии, незатейливые стишки, в которых поэт просто играет рифмой и ритмом (но не бессмысленно!), юмористические рассказы, анекдоты, приключенческие романы, в том числе и с элементами ужасов - почему бы и нет? Только нужно четко давать понять зрителю (читателю, слушателю), что данное произведение - чистой воды художественный вымысел. Конечно же, непременно возникнет вопрос о том, что следует считать дозволенным, а что непозволительным для художника, творца. Как представляется, тут должна срабатывать самоцензура автора, но, как известно, этот фильтр работает далеко не всегда. В этом случае остается только ограничивать доступ к таким произведениям для детей и подростков. Впрочем, вполне вероятно будут создаваться и такие творения, которые изначально предназначаются исключительно для взрослой аудитории. При всем при том, необходимо полностью порвать с таким явлением, как шоу-бизнес. Игра на дурных страстях, потакание животным инстинктам недопустимы при служении искусству, которое по своей природе предназначено «чувства добрые лирой пробуждать».
Тень, знай свое место!
Конечно же, как ни крути, а не удастся обойти едва ли не самый трудный вопрос - это, безусловно, деньги. Вполне возможно, что со временем человечество от них откажется, и тогда все люди будут считаться братьями (реально, а не декларативно), ни о каких коммерческих отношениях говорить не придется. Нам сейчас это представить не менее трудно, чем античному греку нарисовать в своем воображении мир без рабства. Даже в совсем недавнее время мы воочию видели, с какими сложностями осуществлялся такой переход - имеется ввиду, отказ от рабства. Еще и сейчас живы те потомки рабов, которые реально жили в условиях сегрегации как в самой вроде бы «демократической» стране мира, так и в некоторых иных государствах [32]. Но до того, как люди смогут почти полностью отказаться от товарно-денежных отношений (но не от обмена как такового!), придется пройти через переходный период. Тут, по-видимому, следует использовать исторический опыт нашей страны с ее двухконтурной финансовой системой, когда безналичные деньги предназначены для обеспечения функционирования производства, тогда как наличные - для распределения материальных благ среди населения. Причем придется еще довольно серьезно поработать экономистам, с целью усовершенствовать ее, дабы избежать нежелательных казусов [33]. К примеру, можно попытаться оттолкнуться от идеи Джона Форбса Нэша, высказанной им в работе «Идеальные деньги». То есть использовать как основу для стандартизации ценности денег индекс цен какого-либо товара, ценность которого является бесспорно одинаковой для всех живых людей, в любых условиях и обстоятельствах (сам Нэш предлагает для этого ввести так называемый индекс цен промышленного потребления - ICPI, от Industrial Con sumption Price Index) [34]. А наложив на эту систему электронные методы расчетов, можно практически полностью исключить шансы использования личных накоплений для получения контроля над средствами производства [35]. Здесь опять напрашивается аналогия с живым организмом, тем более, что и социальные структуры, и биологические объекты являются, по сути, самоорганизующимися системами и, таким образом, в общем и целом подчиняются одинаковым законам мироздания, регулирующим их устойчивое функционирование. В том смысле, что два контура денежных обращений похожи на два типа мессенджеров, то есть особых веществ, обеспечивающих передачу сигнала [36]. Что же касается хозяйственной деятельности, то она, скорее, выглядит аналогом физиологии и метаболических реакций в живом организме, потому ее «кровью» следовало бы считать не деньги, а транспорт, «нервами» же - систему связи. Кровеносными сосудами, соответственно, в этом случае выступают транспортные артерии, поскольку именно таким путем по всему хозяйственному «организму» разносятся «питательные вещества» (товары и прочие предметы, предназначенные для обмена) и выводятся из него различные «метаболиты» (отходы). Следует отметить, что термин «хозяйственная деятельность» в данном случае используется вполне осознанно. Вроде как можно было бы заменить его словом «экономика», поскольку в энциклопедиях эти понятия считаются идентичными, однако по факту (хотя это и не озвучивается) практически все экономические теории при ближайшем рассмотрении оказываются учением об извлечении прибыли, то есть представляют собой, по сути, хрематистику - науку об обогащении. На то, что эти две науки являются совершенно различными, указывал еще Аристотель в своем трактате «Политика». Кстати, если опираться на его определение экономики, как целенаправленной деятельности по созданию благ, необходимых для удовлетворения естественных потребностей человека, становится понятным, что рост ВВП - вовсе не главное мерило ее развития. Тогда как для хрематистики именно такой рост оказывается не только важнейшим, но и единственно возможным критерием самого существования данного явления. Потому столь явственно и демонстрируется забота всех структур (прежде всего, конечно, государственных, но также и надгосударственных - как официальных, так и неофициальных) о банковском секторе. При том, что в какие одежды ни рядился бы банковский капитал, по сути своей он всегда был и остается ростовщическим - такова его природа, и тут ничего не поделаешь [37]. Если рассматривать ситуацию под таким углом, становится понятной абсурдность придания тому, что сейчас называют экономикой (а на самом деле хрематистике) того уровня важности, как это делается в настоящее время. Выглядит все примерно так, как в сказочной пьесе-памфлете Евгения Шварца «Тень». Как известно, там по сюжету, даже когда была произнесена магическая фраза «Тень, знай свое место», ситуация практически не поменялась. И лишь после смерти реального человека, тень которого выступала в роли короля, все увидели правду. В сказке того, чья тень уселась на трон, удалось воскресить, и конец всей истории оказался относительно счастливым. Но в жизни ситуация может оказаться гораздо более драматичной. Так хватит ли у кого-либо смелости сказать: «Тень, знай свое место!», или все же придется ждать смерти настоящей реальности? Имеются опасения, что в этом случае мало никому не покажется. Впрочем, похоже, дело все-таки к тому и идет. Слишком притягательным выглядит мир, в котором не так уж и трудно приобрести «кружевные трусики»©. Жадность и эгоизм как корпораций и политиков, так и абсолютного большинства жителей, принадлежащих к виду Homo Sapiens Sapiens, опьяняет разум и застилает глаза, не давая трезво оценить ситуацию и увидеть последствия сегодняшнего подхода к собственной хозяйственной деятельности. Даже почти все из тех, кто на словах борется за будущее планеты, на деле стремятся завоевать себе, любимому, место под солнцем «здесь и сейчас». Людей реально готовых снизить собственный уровень жизни единицы, да и их все остальные рассматривают как чуть ли не выживших из ума чудаков.
28. Нет, это вовсе не значит, что человеку было не до эмоций, когда он постоянно находился в напряжении, занимаясь поисками пропитания и стремясь обеспечить безопасность своего окружения и себя самого в условиях наличия всевозможных угроз. Как раз в те времена эмоций хватало с избытком. Ни фильмы ужасов, ни острые приправы к пресным блюдам не требовались вовсе. Естественный ужас, когда взбираешься на дерево, спасаясь от приближающейся стаи волков, или хватаешься за копье, готовясь к схватке с ними, не сравнится ни с какими выдуманными страхами «зомби-апокалипсисов», а голод - лучшая приправа.
29. Что интересно, когда римляне перенимали у греков пантеон олимпийских богов, каждому из них они дали свое имя. Так, Зевс стал Юпитером, Гера - Юноной, Афина - Минервой, Афродита - Венерой, Арес - Марсом и так далее. Единственный бог, которому римляне оставили греческое имя - это Аполлон. Не потому ли, что грубых (по сравнению с утонченными эллинами, естественно) и практичных латинян так впечатлило греческое поклонение именно искусствам, что дать свое имя их покровителю они не решились? Да и было ли вообще понятие искусств у римлян до их контактов с греками? Кстати, две музы, Клио и Урания, в нынешнее время вряд ли могли быть спутницами Аполлона, так как покровительствовали истории и астрономии, соответственно, которые со временем стали науками.
30. Не стоит обманываться, когда начинаются разговоры о свободе творчества, а то и вовсе проповедуется концепция «искусство для искусства». Даже если художник мнит себя независимым и считает, что он в своем творчестве выражает собственное видение окружающего мира, свое отношение к нему, свой подход к решению его проблем, свои представления о прошлом, настоящем и будущем, чтобы быть успешным, то есть признанным и богатым, он вынужден считаться с мнением заказчика. В период Античности это были одни люди, в Средневековье - другие, нынче же любой «творец» подстраивается под вкусы той аудитории, которую он сам выбрал в качестве зрителей (слушателей). Не удивительно поэтому, что симфоническая музыка и классический театр даже при высоком уровне исполнительского искусства в коммерческом плане проигрывают тому, что принято называть массовой культурой. В рыночных условиях финансовый успех зависит от массового покупателя, и тут у простой («три аккорда») ритмичной (около 120 ударов в минуту) музыки конкурентов попросту нет. Что же касается так называемого «высокого искусства», здесь собираются любители эпатажа. И начинаются песни о том, что прибить собственную мошонку гвоздем к площади - это новая форма перфоманса, а расстеленная на старой, щербатой табуретке газета со стоящей на ней початой бутылкой кефира и огрызком соленого огурца на грязном блюдце с отбитым краем - инсталляция. В этих случаях уместно вспомнить стих Саши Черного вековой давности:
«Дурак рассматривал картину:
Лиловый бык лизал моржа.
Дурак пригнулся, сделал мину
И начал: «Живопись свежа…
Идея слишком символична,
Но стилизовано прилично».
(Бедняк скрывал сильней всего,
Что он не понял ничего)».
Самое странное, что и в этом случае «художник» подстраивается под вкусы заказчика. А уж кто является заказчиком, другой вопрос. При этом не стоит забывать о том, что реклама - двигатель торговли. Потому любой «творец», который хочет стать финансово успешным, просто обязан эпатировать публику.
31. По-видимому, не только фильмы, но также стихи и песни следует делать учебными - ведь и ныне многие пополняют свои знания в значительной степени из фильмов и песен, даже не осознавая, что фильмы эти являются художественными, а в стихе или песне отражается взгляд автора, который может отличаться от реального положения дел. Образованным людям чаще всего удается выявить такие расхождения в информации, а вот те, кто не в теме предмета (в особенности дети), могут оказаться в фейковой ловушке. И тогда на уроке истории какой-либо подросток будет утверждать, что отцом Николая I был Александр I, а Аляску американцам продала Екатерина II. Еще бы! Ведь в телесериале «Бедная Настя» Николая I называли Николаем Александровичем, а про продажу Аляски американцам Екатериной II поет группа «Любэ» в песне «Не валяй дурака, Америка».
32. Как это ни удивительно, но на законных основаниях рабство существовало еще даже 1910 году в Китае, в 1962 году в Саудовской Аравии, в 1977 году в Эфиопии, в 1981 году в Мавритании (кстати, в Мавритании, хотя рабство запрещено законодательно, по факту оно существует и ныне). Да и в самой передовой на настоящий момент стране, США, это самое рабство было ликвидировано всего на полвека раньше, чем в Китае.
33. Впрочем, и в последующем, скорее всего, следует оставить какую-то малую долю рынка в общественных отношениях. В конце концов, рынок - это ведь всего лишь инструмент, помогающий регулировать общественные отношения. А от инструмента, неплохо зарекомендовавшего себя в какой-то исторический период, отказываться не стоит. Ведь даже сейчас, когда прошло десять тысячелетий по окончании каменного века, человек не отказался от камня, как материала для некоторых инструментов. Да, область его применения сузилась настолько, что вспомнить о том, где он применяется весьма нелегко - разве что, за исключением того, что это весьма распространенный строительный материал. А ведь помимо довольно привычных моментов, где свойства камня используют примерно так же, как и тысячелетия назад (алмазные резцы, сверла, ножи, корундовые точильные камни, гипсовые повязки для иммобилизации мест перелома в медицине и многое другое), появились возможности использовать те свойства минералов, о которых наши далекие предки могли лишь догадываться. Так появились рубиновые, сапфировые, гранатовые и даже алмазные лазеры, кремниевые и перовскитовые полупроводниковые изделия и многое другое.
34. К примеру, таким индексом цен в феодальной Японии вплоть до XIX века использовался рис. При этом единицей стоимости любого товара являлось так называемое коку - вполне понятное для всех количество риса, равное примерно150-160 кг, то есть соответствовало тому количеству зерна, которым можно прокормить взрослого человека в течение года. Как видно, тут явно видна связь с потребностями именно человека. Видимо, нечто подобное можно взять за основу при определении индекса цен в новом обществе - к примеру, определить как базовую единицу энергии, килокалорию или килоджоуль. История развивается по спирали - в этом случае опять просматривается связь с потребностями человека, ибо для его жизнедеятельности необходимо и определенное количество энергии, поступающее ежедневно с пищей.
35. Не следует забывать, что речь в данном случае идет именно о переходном периоде, когда такая возможность еще не будет восприниматься людьми как некий абсурд. Тем более, что описываемому в данном тексте обществу, если оно сумеет оформиться, какое-то время придется сосуществовать с обществами, имеющими иной социальный уклад - близкий к тому, что наблюдается ныне. И, безусловно, найдутся те, у кого соблазн легкого заработка возьмет верх над совестью, логикой и здравым смыслом. Потому необходим строгий и абсолютно прозрачный контроль за денежным обращением, а перетекание финансов из контура обращения средств населения в контур денег, обеспечивающих функционирование производства (а также и в обратном направлении), должен быть исключен на программном уровне. Кстати, отношения с внешним миром на этом этапе должны оставаться как бы полупроницаемыми - какие-то материалы и оборудование будут закупаться, однако воспитание и образование (это ключевой пункт - тут однозначно необходимо брать пример со староверов) целиком и полностью обеспечивается силами самого поселения, а также единомышленников из других таких же населенных пунктов. Даже высшее образование было бы правильно получать экстерном - сдачей всех необходимых экзаменов (естественно, пока не будет своих образовательных центров).
36. В живых организмах внешние сигнальные объекты, называемые первичными мессенджерами (различные химические соединения, как то гормоны, нейромедиаторы и так далее, или физические факторы - например, кванты света), как правило, внутрь клетки не проникают, взаимодействуя лишь с ее мембраной. Тогда как переносящие информацию внутри клетки вторичные мессенджеры, в роли которых выступают малые молекулы и ионы (цАМФ, цГМФ, инозитолтрифосфат, диацил-глицерол, арахидоновая кислота, ионы кальция), имеют небольшую молекулярную массу, с высокой скоростью диффундируют в цитоплазме, быстро расщепляются и удаляются из нее.
37. Ростовщическим капитал может быть и в условиях натурального обмена, при отсутствии товарно-денежных отношений. Скорее всего, именно так формировались кулацкие хозяйства. К примеру, у одного крестьянина не хватило зерна на посевную - все зерно пошло на хлеб да на прокорм скота. При этом надо иметь ввиду, что в жизни всякое может случиться. Вовсе не обязательно, что он лентяй (хотя у лодырей подобная картина наблюдается если не постоянно, то часто). Возможно, во время посевной, или наоборот, уборочной, он случайно подвернул ногу и не смог работать в полную силу, вот и собрал не такой обильный урожай, как нужно. Он идет на поклон к соседу, у которого с зерном проблем нет. Тот ему и говорит: «Дам тебе на посев десять пудов, но осенью мне вернешь уже пятнадцать». Простейшие примеры подобных вариантов можно найти и в настоящее время, даже на бытовом уровне.