Сказки и потешки. Иллюстрации Э.Э. Лисснера, Г.И. Нарбут

Jan 24, 2013 23:41

Сказки и потешки. Иллюстрации Э.Э. Лисснера, Г.И. Нарбута. ИД Мещерякова, 2013 Серия "Дверца в сказку"




image Click to view



Чудо стиля и сказочная выразительность двух очень разных воспитанников Серебряного века под одной обложкой - вот что за издание русских народных сказок перед нами!!! Серия "Дверца в сказку" - это действительно очень интересно выполненный переплет, который сразу выделяет книгу среди других на полке, и, главное, фантастически красочное и художественно совершенное содержание внутри. Для таких шедевров книжной графики на самом деле необходима и красивая бумага, и ляссе, и столь качественная печать - книги ИД Мещерякова - бесподобный инструмент по воспитанию художественного вкуса у ребенка и воспитанию умения наслаждаться живописью, графикой, орнаментом. Читая и рассматривая такие книги с самых детских лет, ребенок, я уверен, будет способен почувствовать изобразительное искусство как часть окружающего мира и естественную среду для любого сюжета и текста, а не как что-то архаичное, случайное и необязательное.



Объем издания: 136 страниц.
Год издания: 2012 г.
Художники: Э. Э. Лисснер, Г. И. Нарбут.
Формат: 220x300x13 мм.
Переплет: твердый, с клапаном и вырубкой-замком. Ляссе.
Тираж: 2 000 экземпляров.







Георгий Иванович Нарбут (1886-1920) происходил из старого, но обедневшего дворянского рода. В семье Нарбутов было семеро детей: пятеро сыновей и две дочери. Младший брат художника Владимир позже стал известным поэтом.
Поскольку денег на кисти и краски не хватало, маленький Гриша делал аппликации из цветной бумаги. Позже, учась в Глуховской гимназии, юноша увлёкся геральдикой и древнерусским письмом. Он переписывал тексты, копируя старинные шрифты, перерисовывал заставки, рамочки и буквицы из древних книг.
В 1906 году по окончании гимназии Нарбут поступил на факультет восточных языков Петербургского университета, но затем перевёлся на филологический факультет и одновременно начал серьёзно заниматься рисованием с такими же, как он, художниками-любителями. Молодые люди организовали выставку своих работ и пригласили на неё А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, К. А. Сомова, М. В. Добужинского, И. Я. Билибина и других «мирискусников», которые поддержали талантливую молодёжь. Так Нарбут познакомился с Билибиным, который взял начинающего художника под своё покровительство.
С иллюстрациями к детским изданиям Нарбут дебютировал в 1907 году, и эти иллюстрации сразу принесли ему известность. Большой творческой удачей стала книжка «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910 год), где художник мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. Именно ранние книги Нарбута были по-настоящему детскими. Его более поздние рисунки стали строже и утончённее.
Делая обложки, Нарбут поначалу подражал Билибину, но позднее нашёл свой собственный стиль. Одними из самых интересных работ художника стали книжки, оформленные им в 1909 году для известного издателя И. Н. Кнебеля. Его тонкие узорчатые рисунки, выполненные тушью, гуашью или акварелью, со временем приобретали всё большее стилистическое многообразие. Также Нарбут иллюстрировал басни Крылова, сказки Андерсена, рисовал дворянские гербы для «Малороссийского гербовника», создавал прекрасные шрифты. Многие современники считали, что благодаря ему издававшиеся в то время книги стали более изысканными.
Нарбут хорошо знал издательское дело, много времени проводил в типографии. Отсюда чёткость рисунка и немногочисленность красочных тонов. Художник стремился, чтобы его иллюстрации было легко печатать. А книгу, как и И. Я. Билибин, он рассматривал в единстве текста и оформления.
Весной 1909 года Георгий Нарбут впервые участвовал в самой представительной столичной выставке того времени - VI выставке Союза русских художников, а в начале 1910 года по совету М. В. Добужинского он уехал в Мюнхен. Осенью того же года Нарбут вернулся в Санкт-Петербург и вскоре стал членом художественного объединения «Мир искусства». В 1914-1916 годах Георгий Иванович, всегда интересовавшийся историей, написал очень интересный цикл военных картин.
После Февральской революции 1917 года Нарбут уехал на Украину. Осенью он стал профессором только что образованной в Киеве Украинской академии художеств, а несколько месяцев спустя - её ректором.
В этот период художник работал над рисунками для «Украинской азбуки», разрабатывал дизайн новых денежных знаков Украины достоинством в 100 карбованцев, а также в 10, 100 и 500 гривен. Георгий Иванович Нарбут прожил недолгую, но очень яркую жизнь, он успел создать свой неповторимый образный мир и свои очень узнаваемые книги.
Источник: http://idmkniga.livejournal.com/178927.html










Эрнест Эрнестович Лисснер (1874-1941) происходил из рода обрусевших австрийских дворян, его отец Эрнст-Константин жил в Москве и торговал чернилами.
Рисовать Эрнест начал с юных лет, он был самоучкой и писал в основном для собственного удовольствия. Лишь в 26 лет он решил профессионально заняться живописью и получить соответствующее образование. Поэтому в 1900 году молодой человек поступил в Академию художеств, проучился там восемь лет и был удостоен звания художника за картину «Привет вам, богатыри труда».
Вскоре Лисснера увлекли идеи передвижников, ставших своего рода символом русской живописи XIX века. Ведь ни до, ни после этого искусство не было так близко и понятно широким народным массам. Лисснеру было на кого равняться, в рядах передвижников зажглись ярчайшие звёзды русской живописи: В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи и другие. А в 1909 году и сам 35-летний Лисснер стал участником 37-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок.
Хотя идеи передвижников расходились с творческой позицией «мирискусников», к числу которых принадлежал И. Я. Билибин, многие принципы оформления книг, а также создания иллюстраций для них Эрнест Эрнестович почерпнул именно у Ивана Яковлевича и всегда относился к книге как единому живому организму. Поэтому в детских изданиях, оформляемых Лисснером, появлялись нарядные рамки вокруг рисунков, изящные буквицы и причудливые рукописные шрифты. В последующие годы он состоял в разных объединениях мастеров изобразительного искусства, например в обществе художников «Свободное творчество» (1911-1918). Хотя опыт, приобретённый у передвижников, наложил отпечаток на всё его дальнейшее творчество. После революции 1917 года и Гражданской войны Лисснер не прекратил работу и активно участвовал в общественно-художественной жизни первого десятилетия советской власти. В 1920-х годах он входил в состав объединения «Искусство трудящимся» (1925-1928), в группу художников «Крыло» (1926-1928), в Общество художников имени И. Е. Репина (1924-1929).
Кроме того, в Москве, в Крестовоздвиженском переулке, в своём доме, Лисснер держал частную художественную студию, где давал уроки желающим заниматься живописью. Также там находилась «Типография Э. Лисснера и Ю. Романа».
Лисснер серьёзно интересовался историей, кисти художника принадлежит целая серия картин, посвящённых русско-польским войнам и Семилетней войне . Неудивительно, что его иллюстрации к сказкам всегда детально, объёмно и натуралистично демонстрируют русский быт, а костюмы персонажей, интерьеры помещений, предметы быта выписаны с особой тщательностью.
И пусть «книжное» наследие этого талантливого художника не слишком велико, нельзя не признать важность работ Лисснера для развития детской книги. Он оставил яркий след в истории российского книгоиздания, и его иллюстрации по сей день не теряют своего очарования.
Источник: http://idmkniga.livejournal.com/178927.html














































На той же книжной полке:

Дехтерёвы Н.А., Б.А. Волшебная флейта. http://lapadom.livejournal.com/949512.html
Негрин Фабиан. Волшебные SMS-сказки
http://lapadom.livejournal.com/878823.html
Роберт Сабуда, Мэтью Рэйнхарт. Энциклопедия древностей: Звери
http://lapadom.livejournal.com/873345.html
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак.
Правдивая история Деда Мороза"
http://lapadom.livejournal.com/808197.html

фото, подарочное_издание, буква_С, книга_художника, книги, детское, видео, Мещерякова_ИД_издательство, искусство

Previous post Next post
Up