Где шлялся этим летом 2017. На параплане по Таджикистану и Киргизии. Часть 1

Oct 17, 2017 18:30



Первый опыт полетов в Средней Азии.
Очень амбициозные планы для первого раза: 1300 км от Душанбе до озера Иссык-Куль.



Маршрут, около 1300км

Душанбе:
 Наш мир не такой большой, если присмотреться, - везде есть знакомые и  друзья. После непродолжительных поисков списался с пилотом-альпинистом  из Душанбе Никита Селезнев.
 В Душанбе жарко, за 40. Особенности Азии начал постигать прямо с  порога, по дороге из аэропорта: у таксиста за 100 м до заправки кончился  бензин. Потом, заправившись, на радостях уехал далеко за город от  нужного мне места. Пришлось включить навигатор. Хорошо, Никита опытный -  прислал мне GPS координаты. Он радушно меня встретил арбузом и поселил у  себя в комнате, в доме, который он снимает на две семьи. Никита  русский, его жена - француженка (ее не было в мой приезд). Его сосед -  француз, девушка соседа - украинка. Такой интернационал.



На вечер  запланированы полеты - приезжают ребята из Худжанда. Старт в Душанбе, в  15 км за городом на горе Чорбед. Это рядом с карьером, где добывают  сырье для цементного завода. Место называется Гарка (38.692910°  68.839231°), перепад 700 м. Заехать можно на своей машине, или нанять  маршрутку от автовокзала (38.647967° 68.769397°), 50 сомони + по 3 сома с  человека, если едешь не один (1 сомони = 7 рублей). Из города дорога  занимает полтора часа.



Отрог горы Чорбед. Место старта обведено



Отрог горы Чорбед. Место старта обведено

Место для полетов хорошее и очень  перспективное - завидую душанбинцам. Чем-то напоминает индийский Бир,  только лучше: такая же стенка южной экспозиции длиной боле 150  километров. Есть возможность улететь на 60-80 километров на север в  большие горы, к пятитысячному Зеравшанскому хребту и Анзобскому  перевалу. Или на юг, в огромную долину к Душанбе, со множеством посадок и  дорог. Даже если в горах грозы, они редко выходят в долину. Есть  небольшой минус: прямо над стартом, с севера на юг, проходит воздушный  коридор к аэропорту Душанбе. Поэтому выше 3500 м в радиусе 5-7 км от  старта залетать нельзя. Но на такой случай есть замечательный человек Юсуф Курбонов  - авиадиспетчер. Он консультировал меня, сообщал погоду и держал в  курсе возможных запретов на полеты на территории Таджикистана (хорошо,  что таковых во время моего перелета не было).
Улететь сразу, как запланировал, не получилось: 3 дня ушло на ожидание разрешения в ГБАО и еще 3 в ожидании погоды.

День нулевой. 12 июля

Первый небольшой перелет на восток, с  ночевкой. Здесь расположено несколько высокогорных плато, изрезанных  ручьями и покрытых «альпийской» травкой. Высокогорные пастбища, пастухи,  вода, полно места для посадки. Пастухи наблюдали за мной издалека, но  так и не подошли. Любопытные, но осторожные - учту на будущее.

image Click to view



Вечером и утром дождь. По прогнозу ближайшие два-три дня тоже дожди -  нет смысла сидеть в горах. Слетел на дорогу, и в течении 2 часов  вернулся в город, к  Никита Селезнев. Фальстарт перелета.



В очередной раз насладился ездой местных шумахеров: обгон на  шестиполосной дороге одинокой попутной машины, с объездом  разделительного отбойника через встречку: «вай, ну мне же так удобнее!»  (хотя не сильно удивило после позавчерашнего проезда пункта оплаты  платной дороги на въезде в Душанбе, где всего десяток машин умудрились  перекрыть движение даже по встречной обочине: очень надо проехать вперед  всех! При этом они же легко подбирают незнакомого человека на дороге и  готовы ему всем помочь. Подвезут, накормят, напоят.



День первый. 15 июля.
Машина по дороге на старт закипела - а как же  без приключений! Старт поздний. База облаков едва доходит до 3800-4000  м. Маршрут получился небольшой: 60 километров за 3 часа. Сел на  высокогорном плато: высота 3300 м, альпийская травка, ручей, до старта  50 метров. Подошли пастухи - поглазеть, пообщаться.  Трек



Трек

image Click to view



Поставил палатку, заварил пакетик «еды», пощипал дикого лука, в изобилии растущего вокруг.
Общий вес снаряжения около 30 кг. Все для автономного существования  10-12 дней. Из них еда - 1.5 кг сублиматов, 200 г фиников и шоколадка.  Больше взять не смог. В сутки выходит 1000 килокалорий - а это голодный  паек. Надо как-то добывать подножный корм.  Иду к пастухам в гости. Не  забыв ложку и кружку!





Стоянка пастухов в паре километров, за  оврагом. Два улыбчивых брата лет четырнадцати и семнадцати. По-русски не  говорят вообще. Радушно встретили и накормили ужином: немного мяса и  чай. Звали остаться на ночлег,  но я предпочел свою старую добрую  палатку.



День второй. 16 июля.
100% влажность, все вещи отсырели. А еще в  солнечной панели несколько перебитых проводов - есть чем заняться утром.  Вчерашние ребята пришли сказать «доброе утро» и сидели перед палаткой.   Мой путь - дальше на восток. Рамитское ущелье, по которому я летел, -  тупиковое. Надо перелететь на юго-восток, через долину и хребет. Вот  только погода весьма странная: из-за высокой влажности быстро  развившаяся кучевка не высокая, и потоки слабые. База около 3900. Облака  комьями лежат на 4х тысячных хребтах - через высокие северные горы не  облететь.



Бодрый пастушок



Сразу после старта перелетел долину. За час так и не смог  забраться по отрогу на хребет - никак не мог выкрутить под базу - терял  поток. Понадеялся: сейчас полечу по южной стенке хребта прижимаясь к  склону - должно же держать! Не сработало. Вдоль склона встречный ветер и  турбулентность, а ущелье глубокое и внизу без посадок. Сильно «льет».  На авось, не раздумывая, приземлился на первый попавшийся небольшой  хребтик в ущелье. Трек



image Click to view



Посадка получилась не очень мягкой. Цел, только чуть  окончательно не угробил солнечную панель. Хорошо, что все обошлось -  остался бы совсем без электричества. А ведь еще утром у меня был  аварийный ветрогенератор! Да решил развернуть его в полете - в  результате все пропеллеры вылетели из упаковочного мешка, а резервных у  меня нет. Ха, может через год прорастут! Моторы ветрогенератора были  торжественно похоронены на месте посадки - вот и минус 250гамм.  Внимательнее осмотрелся: ветер восточный, прямо с гор, и небо над  хребтом затянуто. Если рестартовать, то это только слив в Рамитскую  тупиковую долину - если хватит глайда. И даже если долечу до нее, там  нет дорог - я, скажем так, в - (вырезано цензурой) затруднительном  положении.  Есть другой вариант: ножками спуститься в ущелье и по  его противоположной стороне подняться на хребет, отделяющий меня от  большой долины, и уже оттуда стартовать на юг. Это подняться почти на  километр. Вариант тяжелее физически, зато гораздо больше шансов  сохранить тушку в целостности. Плюс по склону просматривается пастушья  тропа.



Место посадки

До сумерек, за 4 часа прошел 200м вниз и еще 400 метров  вскарабкался верх - очень неплохо. Поставил палатку в лопухах у ручья. В  качестве основного блюда на ужин хотел наловить гадюк, которых днем в  изобилии встречал на склонах. Да попрятались все -  лень искать. Ночью  выяснилось: не дошел буквально ста метров по высоте до пастухов - они  светили мне фонариком, и лаяли собаками с холма. Но сил на подъем уже не  было.

День третий. 17 июля
В 6:00 уже на тропе. Небо, ночью очистившееся,  снова затянуто плотными облаками - зато не жарко и идти легко. К 8 утра  на перевале! Зря торопился: небо начало очищаться только к 12. Из  развлечений: штиль, отсутствие солнца и сидеть в телефоне, который тут  поймал сеть. К часу небо наконец очистилось и смог стартовать.



За 3  часа пролетел около 30 километров в слабых и турбулентных потоках. Сел  на отрог к пастухам, в сильном термодинамике распугивая овец и собак.

image Click to view



Один из пастухов по имени Олег даже говорил по-русски - работал  когда-то в России. Пошел к нему в гости - 200 метров вниз. Тут обитают  еще двое пастухов, кроме Олега. На ужин разновидность местного блюда  куротоп: суп из макарон, картошки, морковки, помидоров и хлеба. Из  зрелищ: догонялки за овцами - «а я доктор Айболит, уколю вас  лекарством». Трек











День четвертый. 18 июля.
Небо чистое - погода хорошая! Ровно в 9  завтрак - чай с куском лепешки - и в дорогу. Солнце яркое, жарко. Час  шел траверсом на хорошее место для старта. Разложился под еще одной  стоянкой пастухов. К моменту старта сверху спустился пастух со словами:  «Здравствуй дорогой, ты ел? Пойдем обедать!». Во черт, ну где ты был  утром? И как в таких условиях летать?! Пока готовился к старту,  не заметил поводок от клеванты, запутавшейся в свободном конце правого  переднего ряда, что сократило стропы на десяток сантиметров. Крыло вышло  в полетное положение как-то кривовато, но полетело. А через 2-3 секунды  уже было поздно - взлетел. И получил массу приятных ощущений, когда  крыло постоянно складывалось. Садиться в таком виде опасно, только  отлететь от склона подальше, чтоб хватило высоты на открытие запаски. Но  потом сложил пол крыла и этим ослабил узел, а затем и совсем распутал.  Так что все по плану - лечу дальше.  База совсем низкая - 3500м. У  меня по курсу широкая 15 километровая долина. Шансов перелететь ее  почти нет, просто пролечу максимально далеко в сторону дороги М41 -  Памирского шоссе. Там недалеко от границы с Афганистаном можно  стартовать с перевала Хабурбад (38.627243° 70.717319°).



Но сегодня  мне крупно везет: перелетел всю долину, чуть не сел на другой стороне -  ушел буквально с 200 метров. С час выживал на северном склоне, поднабрал  и перескочил на южный. Дальше лафа: сильные потоки и база 4400 м.   Посадка на очередную большую поляну с ручьем и диким луком. Пастухов не  застал, только помахал вслед удаляющемуся каравану из осликов. С места  ночевки замечательный вид на далекие Афганские горы. Только к вечеру  начался довольно сильный слив с гор. Согнал меня с поляны: испугавшись  что палатку порвет ветром переставил ее в ложбину. Трек

image Click to view







Кучевка над Афганскими горами.



Кучевка над Афганскими горами.

День пятый. 19 июля

Небо чистое. Старт пораньше, в 10:20. База  еще не высока, решил для разнообразия набрать повыше в облаке. Зря. Не  учел, что на такой высоте в облаке слишком тепло: вместо изморози по  стропам потекла вода - бррр! Как только вылетел из облака, все  моментально замерзло. Получились прозрачные, блестящие, очень красивые  стропы. Погода хорошая, но не очень сильная. Первые 30 км  пролетел по стартовому хребту на северо-восток, потом повернул на  юго-восток. И вот здесь начался Памир! Горы изменились. Вместо лужайки  для гольфа серьезные горы: сплошные крутые скальники и высокие пики,  покрытые снегом. База подросла до 5200 - красота! За 5 часов  пролетел только 70 километров - лететь на юг тяжело. Можно было  попробовать пролететь еще 30 километров и перелететь 5 тысячный хребет,  отделяющий меня от долины Ванч, - не рискнул, посадок дальше не  наблюдается.







Сел в заранее отмеченной точке, на хорошем отроге, с  уже редким в этих местах травянистым газоном, снежником в ложбине и  великолепным видом на Дарвазский хребет и гору Кухигаранга. А сложный  перелет отложу на завтра. Высота 3800м чувствуется: отдышка,  слабость, легкая головная боль и почки ноют от дневного обезвоживания.  Ночью странная смена погоды: вечером мороз, под утро оттепель. Трек

image Click to view





Продолжение. Часть 2

параплан, полет, памир, горы, бивуакфлай

Previous post Next post
Up