Часть 1 День шестой. 20 июля.
Погода хорошая и ранняя. Старт в 10:30. Дальше у меня два пути к пятитысячному хребту: ущельями на восток-юго-восток или на юг. Первое еще в тени. Иду южным, перепрыгивая через него по освещенным восточным склонам. Потоки еще не четко сформированные. Я туплю: склон - есть, облако - есть, где-то между ними должен быть поток - а найти не могу. А если нахожу - теряю. Просто чайник! В результате летел до перевала 2.5 часа. Днем, как прогноз и обещал, погода усилилась, облаков почти не осталось, база выросла до 6000м. Наверху не жарко, хотя надел всю теплую одежду - зуб на зуб не попадает. Горняшка себя почти не проявляет, только легкие намеки. На всякий случай выпил «горный» набор таблеток. (дексаметазон, дибазол, панангин, триган-д)
К 3 часам дня пролетел около 90 километров на юго-восток, преодолев еще два высоких хребта и вылетел в долину Рушан. До следующего ППМа (поворотного пункта маршрута) мне 30 километров, через еще один высокий хребет. Ладно, не буду жестить и рисковать: мне еще искать посадку - сесть надо пораньше. Как я заметил, к 4-5 часам долинный бриз усиливается - можно получить проблем на посадке. Одна из отмеченных точек возможной ночевки как раз рядом. Это отрог с более-менее ровной площадкой, куда можно сесть. Сорок минут не дают результата - при заходе или выплевывает термодинамиком или жует ротором, довольно жестко. Других заранее отмеченных точек нет, и в округе не вижу возможной альтернативы. А усталость начинает сказываться. Придется садиться в долине - как раз подо мной какой-то кишлак. Приготовился к сложной посадке в сильный ветер. Но все хорошо: поперечные хребты ослабляют ветер.
Трек Кишлак называется Бартанг, находится на высоте 2200 м. Жара за 35C - уже отвык от нее. Набежала детвора и не торопясь подошли взрослые. Накормили абрикосами. Многие дети отлично говорят по-русски, что неудивительно, так как живут они в России, а тут - на каникулах. А вот взрослые говорят плохо. Пригласил к себе на ночлег один дедушка. Его дом - это сложенная из камней мазанка с земляным полом и лежаком в полкомнаты. А вот спустя час после посадки меня накрыло: дикая слабость и сонливость. То ли горная болезнь, то ли голод - на один полет полет 4 финика, 10 г шоколада и литр воды. Мне дали отлежаться до вечера, напоив чаем. К вечеру полегчало.
Click to view
Привел себя в порядок, постирал часть вещей. Разбирая снаряжение выяснил, что фотоаппарат сломался. А это кроме отсутствия качественных фотографий и видео, более 2.5 кг бесполезного балласта - очень обидно. Пришли соседи - пообщаться, позвать гулять по кишлаку. Тут очень давно не было русских туристов - только иностранцы, всем интересно поговорить с «земляком». Один из жителей кишлака - молодой парень, живет в Москве, работает дизайнером интерьеров. После поездок по Индиям-Пакистанам очень непривычно в глухомани встречать практически соседа. В кишлаке не оказалось ни одного ослика, чтобы помочь с подъемом на старт. Нет туристов - нет работы для людей и животных. Но нашлись желающие заработать: за 250 сомони (около 2000 рублей) мне донесут рюкзак на гору. Едой не особо баловали: немного шурпы, макароны и что-то среднее между сливками и маслом. Дедушка уложил спать на открытом воздухе, на кровать с чистым бельем: тепло, свежий воздух и ни одного комара! От такого кайфа уснул, только коснувшись подушки.
День седьмой. 21 июля
В 6 утра распрощался с дедушкой, и пошел на гору в сопровождении помощника - молодого парня. На склон над кишлаком тропы нет, пошли «в лоб». Несколько раз парень чуть не скатывался вниз по сыпухе. У меня-то хорошие ботинки, и я налегке - 10 кг всего, а парень в стоптанных кедах и с рюкзаком в 20 кг. За 4 часа мы с огромным трудом вскарабкались на 900 метров над долиной. Нашел место, где поменьше больших камней и кустов. Разложился. Ветер дует юго-западный, под 45 градусов к склону, с сильными порывами. Впереди явно сходят сильные пузыри и создают у рельефа турбулентность. Стартовал. Сразу после взлета получил несколько сложений из-за турбулентности - началось в колхозе утро. Вышел на ребро отрога, поймал поток. А дальше все пошло как по маслу. У меня дилемма, которую решал с Andrey Mashak предыдущим вечером. Или лететь по запланированному маршруту: еще 30 км на юг, а потом вдоль дроги Хорог-Мургаб около 100 км на восток, и только потом повернуть на север. Или полететь на северо-восток по ущелью Рушан, где я сейчас и нахожусь. Оно очень удачно расположено: проходит насквозь через весь Памир от границы с Афганистаном, между пиком Революции и Сарезким озером, и выходит к озеру Каракуль и пограничному переходу с Киргизией. Это сокращает маршрут километров на 200. А главное: лететь в северном направлении значительно легче!
Изначальная идея маршрута, с крюком до Мургаба.
Слишком заманчиво - бодрым себя совсем не чувствую. Смалодушничал и решил срезать. Лечу по легкому пути - на северо-восток. Погода хорошая, небольшой попутный ветер. Потоки узкие и сильные. Иногда выхожу из ядра потока на периферию - отдохнуть. Между потоками много отдельных пузырей - на переходах не расслабишься: только начал ковыряться с камерой или полез чего-нибудь сожрать, а полкрыла уже нет! Все бросать и расправлять - надоедает. Зато база сначала 6500 м, а днем поднялась выше 7000 м. Так весь полет ниже 5000 м не спускался. Часа через два я уже весело стучал зубами: гипоксия и холод - мороз градусов -15C. Но бывало и хуже, а сейчас все хорошо: горной болезни нет, перчатки теплые и облака жиденькие - на солнце греюсь. Вот раньше бывало: минус 20-25C и от горняшки голова раскалывается - гораздо веселее.
Вот он пик Революции, прямо за мной. Горка как горка.
Хорошо!
В 20 километрах от старта увидел отличный большой и ровный хребет для ночевки - обидно: вчера легко до него долетал. Но уже проехали. На пик Революции даже не обратил внимания - гора как гора, тут кругом таких много. Сарезское озеро хорошо видно с такой высоты - вот и посмотрел. Посадок на его берегах нет, так что не обидно, что не рассмотрел ближе. К часу дня пролетел озеро Хавраз и долину Танымас. Таким темпом я вполне могу долететь до границы или до дороги к ней, еще километров 90. Вот такие моменты самые опасные - когда кажется, что уже все, прилетел. Совершил ошибку: вместо того, чтоб от перевала Койкубель полететь точно на север, по прямому хребту к пику Ленина, полетел восточнее к озеру Каракул и дороге. Тут сказалась усталость и плохая проработка маршрута накануне - не рассчитывал так далеко забраться за день, да и мозг замерз окончательно.
Подлетаю к озеру Каракул.
На хребте, перед озером, полуразвалившаяся дождевая туча и сильный встречный ветер - просто не смог перелететь хребет: заперло. Слился перед перевалом на высоте 4750 м. Всего 200 метров не хватило, чтоб перелететь его и выскочить к озеру. А мозг так и не включился: ведь мог по ветру снестись назад, на другую сторону ущелья - шанс улетел был.
Итого: пройдено 150 километров за 5 часов, и время всего 3 часа дня.
Трек Click to view
Надо идти смотреть старт на перевале. Высота очень даже чувствуется - и не только она, но еще и обезвоживание, хоть и пытался заставлять себя побольше пить в полете и не экономить аварийные 3 литра воды. Почки ноют, в голове пульсирующая боль, задыхаюсь и каждый шаг даётся с трудом - это не под тряпочкой ножками болтать! Акклиматизация еще не очень хорошая. Даже налегке, бросив снаряжение на месте посадки, поднимался почти два часа. Перевал очень широкий и пологий. Старт так и не нашел - очень далеко ходить. Посмотрел карту и решил - не пойду на перевал. Завтра обойду гору, и по долине реки выйду к дороге - вот так, запросто. Даже тени сомнения не появилось.
Не очень везучие бараны.
Не очень везучие бараны.
До заката прошел 2 километра вниз. Встал на высоте 4500 м у ручья. Вдали, километрах в четырех виднеется какое-то жилье, судя по дыму и пасущимся якам. Отдохнувший-поевший начал рассматривать завтрашний маршрут: этот «небольшой» обход горы - около 50 километров! Два дня пути, если в оптимистичном варианте. Удивительно, насколько может падать адекватность принятия решений! А еще в таком состоянии летел. Не удивительно, что полетел не туда. Для полного счастья в комплекте поломанной аппаратуры прибавление: буквально на второй минуте разговора с Андреем у меня умер спутник. Теперь я без связи.
День восьмой. 22 июля. 5 утра, температура около нуля градусов. Снизу прошло стадо яков. Пытались откусить кусок палатки - ведете ли поставил ее прямо на их тропе. Или они, увидев мою помятую физиономию, приняли за своего.
Перевал высотой 4850м. Из-за вчерашней ошибки мне подниматься обратно 350 метров, вместо 150. В 6 собрался, и медленно с остановками побрел на перевал. Это заняло около 4х часов. На перевале меня нагнали два киргиза и собака. У них тут переговорный пункт - через озеро добивает сотовая связь. Даже сложена небольшая стенка из камней - от ветра. Посоветовался с ними: «как мне лучше попасть к дороге? На север или на юг спускаться?» «Иди на юг - будет быстрее. По берегу не пройти. Спускайся немного вниз, потом на тот трехсотметровый отрог, за ним еще один - и будет турбаза. От турбазы иногда ездят машины - может посадят. Дня за два дойдешь.» Вот спасибо то - попал! Не, я лучше попробую слететь - раз уж все равно в гору топать плюс- минус пару сотен метров не в счет.
Озеро Каракул, вид на восток.
Противоположная часть перевала скальный обрыв. Чтоб стартовать, прошел травесом полтора километра по каменной сыпухе, до более-менее пологого участка. В отличии от перевала тут ветра почти нет. В 12:30 удачно стартовал с камней - даже ни одной стропы не порвал. Термичка хоть и не сильная - есть. Ветер попутно боковой. Выкрутил до 6т, дальше не стал - холодно. Не надел пуховик - очередная моя ошибка - не рассчитывал далеко улететь. А погода сегодня другая. С запада, ближе к пику Лненина начинает зреть гроза, а надо мной вырастает дождевая туча. Пока летел высоко, все было хорошо, лишь небольшое усиление встречного ветра. Пролетев северный край озера решил не дожидаться грозы, а повернуть к дороге на северо-восток. Ниже 5тысяч начало «лить» и запирать северным ветром. По до мной равнина - потоков нет. Вылетел с хорошим запасом высоты в 2 км. Это не помогло: не долетел до реки Караджилга, которая отрезает меня от дороги, одного километра. Приземный ветер северный, порывистый, около 10-15м/с. На равнине это не проблема, главное, чтоб в озеро не сдуло. Садился хвостом вперед на огромный берег озера, плоский и пыльный из спрессованной и высохшей глины. Высота 4000м.
Трек У меня проблема: преодолеть реку, разлучившую меня с дорогой. Река не маленькая: у места моей посадки, глубокий бурлящий поток, около 100-150м шириной - не переправится. На земле старые следы от колес, значит как-то сюда можно заехать. Надеюсь не только зимой. Никакого жилья, людей и сотовой связи. Вариант только один, двигаться на север вдоль реки - может найду какую возможность переправится. Сильный встречный ветер дует в лицо мешая идти. Не жарко - даже в одежде и с рюкзаком за спиной. Через 3-4 километра река разливается на множество не глубоких рукавов, разделённых небольшими островками, общей шириной около километра. Мой шанс! Снимаю ботинки, закатываю штаны и залезаю в воду. Дно у реки - черная вязкая глина смешанная с песком. Иногда проваливаюсь в нее по колено. На удивление вода не ледяная, после ветра в ней даже тепло. Метров через 400 упираюсь в основное русло реки - дальше только плыть. Ну что ж, хотя бы попробовал. Поворачиваю обратно. Сейчас вечер - самый высокий уровень воды за сутки. Надо пробовать утром, тогда должно быть меньше. К вечеру прошёл 7 километров, до изгиба реки, где начинается ущелье Карджилга, идущее на запад. Здесь река сужается, зажатая между крутыми берегами. А после поворота, снова начинается широкий разлив. Там во-первых - выше, а во-вторых - утром должно быть меньше воды - еще раз попробую переправиться.
Click to view
Ветер за день достал, а спрятаться от него негде. С трудом нашел два достаточно больших камня и ровную песчаную площадку за ними для палатки - прикрыться от ветра. Рядом нашлась чистая лужа с водой. А прогулка «по воде, аки посуху» начала сказываться - знобит. Наелся парацетамола с аспирином, и замотался в спальник: все, до утра носа не высуну из палатки - чтоб ни произошло.
День девятый. 23 июля.
Утро безветренное - как же хорошо. Не заболел, температуры нет - то же хорошо. Из неприятностей, только привычная пульсирующая головная боль. И причина ее, как это не смешно - таблетки от головной боли «Триган - Д». Не совместимость у меня с ними. К 6:30 поднялся на высокий берег реки. Это холм высотой 100 метров. Первые 50 метров мелкая «сыпуха», дальше скальник. Ширина реки в этом месте не больше сотни метров, а на другой стороне - широкий пляж из валунов. Зачем куда-то ходить? Если смогу поднять крыло- перелечу эту гребанную речку. Главное в нее не свалиться.
До 7 часов штиль. Первая попытка не удачная. В 7:30 пошли легкие дуновенья северного ветра, кривые под 45 градусов к склону. Передним стартом, топая как паяный лось, получая заметные удары по ногам 20 килограммовым рюкзаком ломлюсь в речку. Взлетел буквально в 30 метрах от воды. Всего 10 секунд полета сэкономили день пути и лишили долгожданного купания в речке.
10 секунд счастья
В 8 утра над местом моего старта вышла первая гроза и пошел дождь. Опять включился ветер под 10-15м/с. Вовремя сбежал! Какая жалось, что это все не попало на камеру. Оказывается, еще вчера на «Гармине» заполнилась флешка и камера только изредка попискивала об этом - я не заметил. А так старательно снимал. Теперь только дойти до дороги. Сначала изрезанной равниной с большими камнями, за которыми хорошо прятаться от дождя - при таком ветре он идет горизонтально. А потом абсолютно плоским соляным озером. Всего 7 километров и 5 часов. К радостям утомления добавились новые «краски» в виде сводящих ног судорог, если слишком долго сидеть на корточках. Не проходят по 5 минут - скачешь от боли и материшься.
В час дня на дороге. До границы осталось всего 20 километров. Грозы проходят с четким интервалом в 2 часа, похолодало градусов на 10. Спрятался от дождя и ветра в дренажной трубе под дорогой. Попутных машин пока нет, зато попадаются велосипедисты. Пообщался с двумя промокшими и замерзшими Иранцами, едущими в Киргизию. Поболтали, угостили друг друга вкусняшками. Они мне печенье и бутылку воды, я им финики.
Наследие СССР вдоль границы.
Через два часа ожидания, подобрала первая же попутная машина: джип с киргизом за рулем и одним свободным местом - как раз для меня. Гораздо приятнее ехать в теплой машине, чем на холоде, под дождем и ветром. Киргизия. Проход границы без всяких интересных моментов. Водитель тут завсегдатай, весело общается на обоих КПП. На Киргизской стороне дал небольшую денюжку пограничнику. Просто так, для поддержания разговора. За перевалом сухая каменная пустыня превращается в зеленую влажную степь с разбросанными по ней юртами и табунами лошадей. Погода не летная - идет дождь. К вечеру выхожу в первом населенном пункте после границы, поселке Сары-Таш вместе с попутчиком, таджиом из Хрога, едущим в Китай. Решили заселиться в одну комнату гостиницы - веселее и дешевле. Радушная хозяйка гостиницы, гордо именуемым “отель Акун”, повела смотреть комнату. Из всего 3. Одна отдельная и две смежных. - “Пойдемте, там следующая комната свободная, с нормальными кроватями” и заходит в комнату, где мирно спит семейная пара японских мотоциклистов. Их разрез глаз стал круглый от такого явления! Даже многоопытный таджик удивился: - “хозяйка, ты офигела? Мы так и будем через людей ходить?” - “А что такого? Нормально. Вон они под одеяло спрятались и молчат - вам мешать не будут”. Заселились в отдельную комнату с матрасами на полу. Туалет во дворе, душ без крыши. Я конечно 10 дней не мылся, но на холоде и под дождем не хочется. Сам не сильно чувствую запах, а носы окружающих - не мои проблемы.
Итог. Первая половина путешествия - Таджикистан, закончилась довольно успешно. Всего пролетел около 600 километров. Теперь начинается вторая половина - Киргизия, пролететь еще столько же.