Сказано (из статьи Ю.Богомолова в "Частном корреспонденте")

Mar 04, 2013 12:53

Статья Ю.Богомолова называется "Патриотизм против человечности", только я её, похоже, никак понять не могу. Пафос понятен, но конкретные примеры и обороты... Скажем:Рассказывая о себе, он все время оглядывается на отца, он помнит все уроки, преподанные ему им. Наверное, самый поучительный - это урок о цене компромисса. Он не устает повторять о ( Read more... )

Leave a comment

a_bugaev March 4 2013, 13:47:14 UTC
У Богомолова "патриотизм" - это вроде ругательства. Обозначение чего-то абстрактного и ложного, ради чего людей принуждают делать зло.
У тех, кого он обличает, тоже есть такое слово - "Америка". Ну а у него самого - "патриотизм".

Reply

neckapb March 4 2013, 16:37:06 UTC
Что тех людей, соотечественников, спасти, что этих - всё и патриотизм, и человечность в одном флаконе.
Люди в комментариях искренне признаются, что не знают, что бы они выбрали. Потому что выбирать-то между одним и тем же, и спасёшь одних - погубишь других.
А автор обсуждаемого материала всё знает, всё понял, все акценты расставил и указует перстом. Это немного диковато с этической точки зрения.

Reply

leonid_b March 4 2013, 17:21:29 UTC
Да, неудачная статья. Вообще - следование одной, определённой идеологии несмотря ни на что - может сильно повредить как ясному взгляду на реальность, так и профессионализму критика. Это известно, ещё с советских времён. По идее, Юрий Богомолов мог бы об этом и не забывать.

Reply

rasemon March 6 2013, 13:01:33 UTC
Я маленькую реплику оставлю (признаюсь, не читал Богомолова - прочитал всю эту ветку). Честно говоря, я вижу неиллюзорное противостояние "патриотизм-человечность" во многих случаях. Я процитирую одного моего друга, "То есть сейчас это действительно антоганистические системы мировоззрения. Первая признает высшую ценность государства и приоритетную значимость его интересов по отношению к интересам отдельного человека. То есть по факту античеловечны.
Кроме того, этот антогонизм отражает глобально исторические процессы связанные с отмиранием национально-государственной системы, в основе которой как раз и лежал патриотизм как высшая степень добродетели. Вне этой системы патриотизм теряет свой смысл и становится в оппозицию к человечности", с которыми я скорее склонен согласиться.
Кроме того, если уж мы заговорили о "естественном человеческом чувстве", то стоит вспомнить еще одно противостояние - "патриотизм - христианство", которое тоже разрешается не всегда очевидным образом. :)

Reply

leonid_b March 7 2013, 06:22:15 UTC
Вы прям на ракетку подали - вернее, Вам Давид Буянер заранее ответил.
Я же думаю так. Патриотизм, в своём исходном понимании - это вообще не про государство. Это про "своих". И христианство - это про "своих". И человечность - тоже про "своих". Т.е., это про то, кого считать своими и кого защищать в первую очередь. Не вообще, а в первую очередь, когда есть выбор.
И противопоставление это - фигня полная. Поскольку речь идёт у нормальных людей не о ценностях, а об установках на эти ценности, т.е., не о том, что важно, а о том, что бывает важнее другого, если жизнь противопоставляет одно другому в конкретном случае. А жизнь противопоставляет, и ты должен выбирать, причём даже думать бывает некогда - решай, и всё.
Хотя обычно, вне ситуации такого выбора, всё довольно мирно уживается. И в одной голове, и в жизни.
Это как известный лозунг чилийских военных: "Бог, Родина, Свобода". Там же не только про то, что важно, а и про то, что ты должен предпочесть, если так случится. Про порядок ценностей.

Reply

donnerwort March 7 2013, 11:23:40 UTC
Вообще-то
патриотизм - это именно про государство. Причем даже не про любое, а по большей части про государство определенного типа.
христианство, если мы не говорим про сектанские ветхо заветные его изводы, то это совсем не про "своих", а про спасение души и вечную жизнь.
человечность, отчасти и правда про своих, но с ориентированное на максимальное расширение... То есть учитывая эту потенцию как раз прямо обратное тому, что вы называете про "своих".

Reply

a_bugaev March 7 2013, 19:08:46 UTC
Всё-таки патриотизм - это любовь к Отечеству. А если заменить на государство - так это "казённый патриотизм". Есть некоторая разница.

Reply

pochep March 7 2013, 20:54:24 UTC
Так. Говорят "патриот своей страны", но не "патриот своего государства".

Reply

donnerwort March 9 2013, 09:13:35 UTC
Ну да. Это типа разницы между шпионом и разведчиком.

Reply

pochep March 9 2013, 21:05:58 UTC
Ну да. Это типа разницы между шпионом и разведчикомВовсе нет. В Вашем примере - различия в оценочной стилистике, и только. А я говорю о разной семантике ( ... )

Reply

donnerwort March 11 2013, 06:56:11 UTC
"ОТЕЧЕСТВО - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит" -

теперь берем определение государства из того же словаря
ГОСУДАРСТВО, -а, ср. - Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры

Итак
в первом случае: страна, и связанные с ней организационно-политические структуры (гражданство - это и есть принадлежность к организационно-политическим структурам)
во втором случае: страна, и связанные с ней организационно политические структуры.

Reply

pochep March 11 2013, 10:29:17 UTC
Да, в Ваших словарных возражениях есть своя логика. Правда, такие составляющие словарных определений, как любовь к своему народу и место рождения, Вы выносите за скобки. Но все же возражения веские ( ... )

Reply

donnerwort March 11 2013, 11:50:44 UTC
Начну с места рождения. Я его вынес за скобки из-за не релевантности ( ... )

Reply

pochep March 11 2013, 23:01:41 UTC
Мне становится яснее Ваша логика. Постараюсь совместить ее со своей ( ... )

Reply

rasemon March 12 2013, 10:39:58 UTC
Я прошу прощения, что здесь вмешаюсь и ( ... )

Reply

pochep March 12 2013, 22:23:02 UTC
Сделаю еще один заход в этой затянувшейся и сложной дискуссии.
Я бы сказал, что патриотизм вырастает из любви к своему, родному, но способен порождать вражду и ненависть к чужому. Драматизм в том, что он может требовать от человека не просто жертвенности, но бесчеловечности, например в борьбе с врагом, угрожающим родине. А еще он может превращаться в безразличие или высокомерие к тому, что не "мое", не "наше".
И как раз эта оборотная сторона патриотизма часто используется в самых нечистоплотных целях, в том числе и государством. Вот почему я так настороженно отношусь к той жесткой связке между патриотизмом и государством, на которой настаивает donnerwort. Хотя апелляция государства к патриотическим чувствам людей бывает и вполне оправданной, это тоже верно.
Короче говоря, в своих реальных проявлениях патриотизм может - и достаточно легко - приходить в противоречие с собственными основаниями и (воспользуюсь еще раз формулировкой Д. Б. Буянера) получать "смысл, предельно далёкий от базового"Мне, как и Вам, близок патриотизм, ( ... )

Reply


Leave a comment

Up