Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.htmlО Венеции:
http://lerabel.livejournal.com/55413.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/55568.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/56753.htmlПиза:
http://lerabel.livejournal.com/56848.html Расскажу, наконец, и про Сиену.
А мы были в четырнадцатом веке.
Нет, правда!
За два часа езды из романской Пизы в готическую Сиену прошло целое столетие, когда вдруг -в пелене столь неожиданного для этого времени года дождя - на одном из холмов мы увидели светлый город из охристого туфа и красного кирпича. Мы втиснулись в путаные лабиринты улиц Сиены вместе с мокрыми зонтами, и застыли, закрыв их: справа и слева - тяжелый коричневатый камень стен, на стрельчатых окошках - решетчатые ставни, чугунные кованные фонари, грубый серый булыжник под ногами... Переулки столь тесны, что кое-где в них встроены арки-распоры, словно удерживающие стены от соприкосновения друг с другом.
Привыкнув к тесноте, начинаем замечать необычные детали: рядом с номером дома - небольшая серая пластинка с изображением… улитки. И еще улитка - гипсовая, на козырьке дома. И еще одна - бронзовая, на фонарном столбе! Когда от количества улиток начинает рябить в глазах, самая крупная возникает на «мемориальной доске», украшающей причудливый фасад дома на развилке двух улиц.
А дом принадлежит… лошади. То есть лошадь тут жила. Почему улитка на фасаде? Потому что лошадь принадлежала контраде Улитки.
Этой удивительной традиции Сиены подчинена жизнь города. С давних пор он поделен на семнадцать контрад - районов, каждый из которых имеет традиционное название и связанную с ним символику: «Дракон», «Дикобраз», «Волна», «Лесная чаща» и т.д. Особенно замечательно звучит название «Долина баранов». Знаки контрады - на каждом углу.
Вот такие:
В июле и августе в Сиене проходит праздник Палио, куда со всего мира приезжают тысячи людей: костюмированное шествие, игры флагоносцев и как кульминация - конные скачки по Пьяцца дель Кампо - главной площади Сиены. Издавна каждая контрада готовит к Палио свою лошадь. Вот для нее-то контрада Улитки и выстроила сей дом.
Можно представить себе, какие комментарии вызвала, особенно у детей, обитательница дома - лошадь Улитка.
Тот самый Дом лошади - весьма странно выглядит фасад в стиле барокко в готическом городе:
У каждой контрады есть герб, знамя, резиденция и церковь. А еще - фонтан. Возле него вывешиваются сообщения о рождении детей. Два раза в год сюда приносят малышей - для обряда посвящения в контраду, как в семью. Здесь происходят и «семейные» советы. А если лошадь побеждает на Палио, воду в фонтане заменяют вином ко всеобщей радости жителей района и обитающих поблизости туристов.
Мы не преминули спросить у гида, часто ли лошадь-улитка побеждала в скачках. Как оказалось - редко.
Фонтаны контрад - Улитки и Орла
Мы бредем по Сиене, уже прогревшейся после дождя в жарком летнем солнце. Редкие крошечные, почти игрушечные машинки, проезжая, заставляют несчастных туристов расплющиваться по стенам, прижимаясь спинами к охристому туфу. И вдруг - восторг и экстаз! Ослепительная в солнечных лучах полосатая кампанилла. Пьяцца дель Дуомо - соборная площадь.
А вот с фасадом что-то странное творится - в дымке света он колышется и расплывается... И лишь подойдя ближе, понимаем, в чем дело: ажурные готические арки, башенки, барельефы, резные колонки, цветные мозаики - все это нарисовано на куске старого холста лишь фотография на гигантском полотнище, закрывшем строительные леса. Впрочем, облик собора при этом легко представляется, а ансамбль пьяцца дель Дуомо не теряет издали своей целостности. До Италии я нигде такого не видела - обычно любая реставрация разрушает городское пространство безжалостно...
Интерьер Дуомо оказался так же недоступен - в соборе шла служба, и пускали только местных (интересно, как их отличали). Оставалось лишь сунуть длинный нос и проткнуть в холсте дырку посетить церковь напротив - Санта Мария делла Скала. Самым замечательным в ней оказались два инкрустированных органа работы 15 века.
А так выглядел сиенский Собор до реставрации (не мое фото):
Сиенцы издавна пытались конкурировать с Флоренцией - и в банковском деле (каждый третий её житель работает в банке, а Сиенский банк - самый старый в Европе и действующий до сих пор), и в строительстве собора. Главный храм города предполагался выше флорентийского, больше и великолепнее. Был выстроен главный неф восхитительных размеров и облика и заложен трансепт такой же сумасшедшей высоты. Но тут... город настигла эпидемия чумы. Строительство прекратилось и осталась одиноко торчащая стена, высоченная (но забраться можно), с искусно отделанными стрельчатыми окнами, уходящими... прямо в небо.
Район, где находится собор, принадлежит контраде Лесная Чаща. Пока экскурсовод описывала окрестные музеи (их столько, что не обойдешь и за неделю), мы наслаждались симпатичным зрелищем: два мальчика-флагоносца из Лесной Чащи репетировали свое выступление на Палио: это было немного похоже на художественную гимнастику - такой синхронный танец с флагами:
Слева - флагоносцы, справа - знаки контрад:
И снова - переулки. В одном из них - примерно с метр шириной, обнаружилась крутая лестница, ведущая куда-то вниз и манящая спуститься. И мы спустились. Вид, открывшийся сквозь темную арку проема, превзошел ожидания: это была Пьяцца дель Кампо - площадь Поля - сердце Сиены. Выстроенная между тремя холмами, вымощенная, как паркетом, ровными «планками» розового камня, она напоминает... створку раковины. Ее круглую часть обрамляют средневековые палаццо, а напротив - Палаццо Пубблико - Дворец Большого Совета со стометровой часовой башней Торре дель Манджа - тоже можно было залезть, но мы не успевали.
Зато Игорь честно успел выполнить сиенский ритуал: на «паркете» площади Поля нужно полежать и загадать желание: вернуться в Сиену. Надеюсь, сын сюда еще приедет. Я бы тоже хотела, но не полежала.
Игорь на Пьяццо дель Кампо:
Потому что у нас было в Сиене всего два часа, а мне хотелось в готическую крипту музея Дуччо, и я бегала туда, и нашла там ту самую потайную лестницу, которая ведет на стену недостроенного трансепта, и настоящую витражную розу на уровне человеческого роста - можно было близко разглядеть, и еще подземную ренессансную церковь...
А еще хотелось бы рассказать про удивительную историческую судьбу Сиены, и про легендарную Екатерину Сиенскую - местную культовую фигуру, и про самого Дуччо - виртуозного "мастера мадонн", жившего здесь, и про всю великолепную школу живописи, "застывшую" в 14 веке... И много еще о чем, но не буду, потому что очень хочется, наконец, добраться до города, в который я влюбилась, наверное, на всю оставшуюся жизнь - до Флоренции.
(Продолжение следует)