"Sherlock BBC": музыка. Тема Шерлока.

Dec 06, 2016 23:10

Преамбула
Музыкальная тема
Тема Джона

Тема Шерлока - почти полная противоположность теме Джона. У нее четкая поступь, ясная гармония, она сразу завоевывает много пространства и времени: из всех тем сериала у нее самый большой диапазон и самая большая протяженность. Уверенная, яркая и энергичная особа.

image You can watch this video on www.livejournal.com



[Ноты и термины]
Для того, чтобы понять, насколько она затейливая (по сравнению, например, с темой Джона), даже не обязательно знать нотную грамоту - просто взгляните в ноты. Это что-то среднее между графиком, кардиограммой и вологодскими кружевами.



Композиторы рисуют Шерлока от души, не жалея красок:
- Это единственная тема, в мелодике которой есть украшение (мордент)
- Экзотическое, прямо-таки раритетное сочетание гармонического минора и дорийского лада
- Мелодика то плавная, то порывистая, с большими скачками.
- Тема одновременно и маршеобразная, и приплясывающая, и песенная. Склоняй не хочу в любую из трех сторон.
- В ритме постоянные синкопы, будто тема пытается вырваться на свободу из жестких метрических рамок.
- Слышите, какой объемный, насыщенный тембр у мелодии? Ее играет в унисон сразу несколько групп инструментов: скрипки арко (смычком), скрипки пиццикато (щипком), цимбалы, духовые, иногда присоединяется мандолина.

Чертовски обаятельная тема. В ней какое-то неповторимое сочетание мальчишества и мужественности, серьезности и озорства.

Если тема Шерлока звучит целиком, то это всегда либо скрипки, либо цимбалы, либо коктейль. Посторонние инструменты от начала до конца эту тему никогда не играют, в отличие от той же темы Джона. Но иногда тема Шерлока не против подвинуться и взять в компанию кого-нибудь еще.

Например, сцена погони за такси. Джон перепрыгнул с крыши на крышу, парочка несется дальше, а в тему Шерлока стало вплетаться фортепиано. Оно, как заевшая пластинка, играет и играет всего один мотив из темы Шерлока, потому что больше ничего не успевает.
И это так смешно и трогательно.

Сейчас очень удобный момент ненадолго вернуться к Джону, что я и сделаю.

Фортепиано - не сильно разнообразный инструмент в плане тембра, зато композиторы, рисуя разные состояния Джона, умудряются выжимать из этого инструмента простые, но эффектные штуки.

Например, можно снова посмотреть тот отрывок, когда мальчишки выбегают из кафе за такси. Слышите, как звучит фортепиано, играющее начальный мотив темы Шерлока? Слегка режет ухо. Потому что фортепиано расстроено: Джона от адреналина аж повело, он даже про трость забыл.
Теперь слушайте, какой звук у фортепиано становится чуть позднее, когда эти двое мчатся за такси по крышам и улицам. Кто-нибудь в детстве играл на пианино с приложенным к струнам газетным листом? Именно так оно сейчас и звучит, сухо и коротко: нервы у Джона натянуты до предела, и струнам фортепиано даже некогда вибрировать, потому что надо нестись сломя голову вслед за темой Шерлока.

В качестве завершающего штриха. "Невеста", Джон бросает взгляды на пустой стул напротив, а элемент из темы Шерлока играет фортепиано. В полном блеске своей расстроенности.

image You can watch this video on www.livejournal.com


Интересный выбор композиторов: Джон - фортепиано, Шерлок - цимбалы.
Хотя у этих инструментов совершенно разное звучание, но суть звукоизвлечения одна и та же: по струне ударяет молоточек. Только в первом случае он прикреплен к клавише (и все происходит внутри деревянного ящика), а во втором находится непосредственно в руке музыканта (и все происходит, так сказать, в открытом пространстве).
Уж не знаю, имели ли это в виду сами композиторы, но образы напрашиваются определенные: "человек-футляр" и "человек-пленер".

Теперь про скрипки, которые тоже играют тему Шерлока. С момента "Скандала в Белгравии" в скрипке Шерлока становится все меньше пиццикато и все больше смычка (влияние темы Ирен). В финале второго сезона это дойдет до своей кульминации: тему Джона, стоящего на могиле, подхватывает тема Шерлока - и вот как она теперь звучит. Эмоционально, нежно, сентиментально. Как песня без слов.

image You can watch this video on www.livejournal.com


И, на данный момент, конечная точка тенденции "волшебная сила смычка". Финал "Невесты".
Дирстокер покоится на дне водопада, солирующая скрипка ведет тему Шерлока, и теперь она легкая и воздушная, словно эльф.

image You can watch this video on www.livejournal.com


Что у нас уже делала тема Шерлока? Приплясывала, пела, а теперь пусть марширует. "Знак трех".
Поиграем в солдатиков, урежем марш!

image You can watch this video on www.livejournal.com



Я думаю, Джонов и Шерлоков мы уже наслушались и научились узнавать их не в лицо, а на слух.
Ну и хорошо.
Потому что в разговоре о теме титров без Джонов и Шерлоков просто никак.

Музыка, Шерлок

Previous post Next post
Up